Рецензия на перформанс Замок Гоуска от команды КвестОбзор
В чужой замок со своим экзорцизмом не ходят...
Что нам известно о “GrimTeam”? А то, что ребята строят дорогостоящие проекты высокого уровня качества, уже много лет не давая осечек. Открытие пространства “Цех 13” стало знаковой вехой в развитии нашей индустрии, ведь именно здесь показали, что перформансы должны быть не только атмосферными, но еще и эстетически красивыми. Локации напоминают съемочные площадки кино. Или просто реальность, поскольку оформлению игровых зон было уделено колоссальное внимание. Так что сюда хочется приходить и играть, и на экскурсию, чтобы получше разглядеть каждый уголок города/дома/замка. Еще одно слово, которое говорит каждый, вспоминая “Цех 13” – это “Масштаб”. Дело в том, что все местные проекты просто огромны по современным квестовым меркам. Настолько, что порой игровой процесс превращается в настоящую бродилку с изучением локации. Но все-таки это именно перформансы, поскольку не меньшее внимание было уделено и сюжету. Истории получаются всегда закрученными и, конечно, пугающими. Такими были “Туман” и “Обряд”. Но какой же он – “Замок Гоуска”? Сначала познавательная минутка! А знаете ли вы, что замок Гоуска – это реально существующий архитектурный объект, расположенный недалеко от чешского городка Доксы? Он считается одним из самых старинных и таинственных замков Чехии. Построен был аж в XIII веке в раннеготическом стиле. Важно понимать, что это восточно-европейский замок. Он не похож на те, что упоминаются в классической литературе. Вроде замка графа Дракулы или немецких остробашенных. Этот имеет четырехугольную форму и чем-то даже напоминает поместье. Однако внутри все, как положено – оружие на стенах, охотничьи трофеи и соответствующие залы. Но наc интересует связанная с этим замком легенда, говорящая, что под где-то под его стенами располагается вход прямиком в ад! Именно она и легла в основу данного перформанса. Так что он на реальных событиях, так сказать! Получилась технологичная мистика с развивающимся сюжетом в средневековой атмосфере, что само по себе является огромной редкостью, ведь обычно нас пугают совсем в иных местах. Но обо всем по порядку!
“И был там колодец. И рвались из него наружу силы темные” – гласит одна из книг, пылящихся на полке старинного замка Гоуска. Она рассказывает его историю. Ту часть, о которой знают лишь люди, жившие несколько столетий назад. Вокруг нет дорог, городов, торговых путей и прочих стратегических объектов. Так как же в глухом лесу появился удивительный замок? От кого он защищал? От тех, кто приходит снизу… ? Из разлома, ведущего прямиком ад! Для защиты от него и был построен замок Гоуска. Массивное укрепление возникло вокруг внутреннего двора, в центре которого стоял колодец. Он-то и стал и верхушкой разлома. Так хотя бы можно контролировать темные силы. Все бойницы для лучников были направлены именно во внутренний двор ? Вскоре у замка появились хозяева, а истории про зло, рвущееся наружу, немного поутихли. В наше время о них говорят только местные и хозяева замка, которые боятся в нем ночевать. Даже смотритель уезжает на ночь в долину от греха подальше. А вот наши герои, напротив, подошли к высоким стенам прямо по среди ночи. Тяжело сказать, что именно их сюда привело. Перепутавшаяся дорога или жажда бросить вызов потусторонним силам…
“Здесь кто-нибудь есть? Хозяин?” – стали кричать наши герои, через ворота заглядывая во внутренний двор. Но увидели там нечто странное… Нечто необъяснимое… Оно исчезло также резко, как и появилось, будто картина из прошлого. Друзья вошли в большой квадратный двор, в котором находился колодец и клетка со скелетом. А за спиной раздался скрип. Это одна из дверей отворилась, приглашая войти. Как завороженные, ребята прошли в комнату, напоминавшую гостевой зал. Они продолжали звать хозяев, но слышали лишь странные звуки, словно кто ходит по верхнему этажу и постоянно стучится в двери. По телу пробежали первые мурашки… Но стоило им оглянуться! Женский силуэт явил себя из ниоткуда. Друзья закричали, попадали на пол, а затем бросились бежать, куда глаза глядят. Но длинные коридоры замка не вели их к выходы. Напротив, вскоре наши герои оказались перед лестницей, ведущей наверх. Конечно, первым делом они по назначению воспользовались туалетом неподалеку. А затем все-таки поднялись. Половицы предательски скрипели под ногами, а вокруг продолжали происходить странные вещи. Предметы меняли свои места, кресты, подвешенные к потолку, крутились волчком! Явно знак нехороший… Мужчина в белой рубахе смотрел прямо в глаза. Друзья не могли понять, он реален или плод, созданный расшатанной страхом фантазией. Но он заговорил… Его боль и печаль чувствовалась в каждом слове. А после упоминания портала в ад ситуация и вовсе обрела опасный оборот. Компания спустилась вниз, где сквозь стекло двора увидела свет свечи в чьих-то руках. И он приближался… Как же они кричали… После подобную реакцию будет вызывать вообще каждый шорох. С чердака раздался звон ключей. Фигура черного монаха не спеша спускалась вниз. Он осмотрелся по сторонам, но не обнаружил в комнате ни единой души. Снова заскрипела дверь, и он вышел в большой двор. Через несколько минут из шкафов повылезали наши герои. В дальнем конце коридора вновь открылась дверь… Это место играет с ними! С каждой минутой власть темных сил становилась все сильнее. Они появлялись из ниоткуда! Друзья падали в обморок, откачивали друг друга и продолжали бороться за свои жизни. И вот рука одного из них воткнула первый кол в колодец! Тот засветился демоническим светом, залязгали цепи, пол стал уходить из-под ног. Ад недоволен! И это хорошо! ? Ребята бегали по всему замку, забираясь даже туда, где раньше сидели лишь лучники. Там их душа снова уходила в пятки, а попутно продолжали открываться тайны этого места, и зарождаться сомнения. Затем была церковь… Точнее молельный зал с огромным крестом и фигурами архангелов Михаила и Гавриила – стражей добра на земле. Но произошедшее далее навсегда останется в памяти наших героев. Кровь брызнула на пол, крест… Это было настолько ужасно, что даже вспоминать тяжело. Зло уже обрело свою полную силу. Друзья бегали по коридорам замка, сталкиваясь друг с другом, прыгая через мебель и пытаясь всеми способами избежать встречи с потусторонней силой. Неизвестно, сколько все это продолжалось, но когда силы были на исходе, им все-таки удалось выдохнуть. Остался последний штрих ритуала. Вот они уже кричат заветные слова! Снова и снова, снова и снова… Все? Да! Только такого поворота не ожидал никто… Похоже, это конец… Вспышки света, крики – сражение разыгралось не на шутку. Замок буквально разрывало на части! Лишь чудом компания сумела покинуть стены злосчастного замка, а ветер задул в нем последнюю свечу…
Перед нами редчайший вид перформанса в жанре готической мистики. Его события происходят в старинном замке и буквально окутаны атмосферой Средних веков. Впрочем, это вы уже поняли. Таинственное сооружение само по себе внушает страх, а уж когда тут начинают твориться всякие вещи потусторонние, то сердце и вовсе замирает. Признаюсь честно, идя сюда, я волновался, что нам не будет страшно, поскольку знал, что локация продумана до деталей, и будет возникать желание все разглядывать, а не бояться. Но вышло все совсем иначе! Проект силен как раз-таки своей мистической частью ? Здесь просто огромное количество разнообразных скримеров. Я даже не вспомню, когда в последний раз у нас команда в полном составе так громко орала от страха, пытаясь перекричать актрису. Актерские появления смешиваются с техническими бу-эффектами, создавая ощущение, будто замок живой, а за спиной постоянно кто-то стоит. Предметы оживают, крутятся, двери сами собой открываются и закрываются, на тебя что-то валится, колодец трясется, а затем еще и из темноты выскакивает нечто полуживое. И так на протяжении всей игры, поэтому уже к середине ты начинаешь дергаться вообще от каждого скрипа. Но свою лепту в страхе накладывает и атмосфера, в целом, потому что это прям замок. Локации не похожи на комнаты. Это прям залы с высоченными потолками и прочими характерными атрибутами. Все они большие по площади, что заставляет почувствовать себя маленьким человеком в большом замке ? К тому же здесь несколько этажей. Это давит, и потому ты с опаской идешь вперед. А нелинейная модель перемещения усиливает данный эффект. Дело в том, что замок сам ведет тебя, куда ему нужно. Ты просто топаешь из одной открывшейся двери в другую. Вскоре создается некая цикличность, когда оказываешься там, где уже бывал, но неожиданно обнаруживаешь новые проходы. Это увеличивает масштаб замка, ведь ты начинаешь путаться в сети его комнат. Но мистика это не простая! В ней ярко выражен довольно-таки иммерсивный сюжет ? Персонажей здесь довольно много, а некоторые из них еще и вполне себе говорящие. Они разыгрывают сценки, которые помогают понять перипетии сюжета и дают простор для мысли, ведь все здесь не так просто, как кажется на первый взгляд. И сценок этих довольно много. И, конечно, без неожиданного сюжетного твиста тоже не обходится, дабы эффектно зафиналить повествование.
Это подводит нас к актерской игре. И надо сказать, что ребятам удается балансировать на стыке мистики и драмы. Только что ты визжал, как резаный, а сейчас смотришь и сопереживаешь героям, пытаясь понять, что же тут вообще происходит. И если сначала полностью доминирует мистическая часть, то ближе к концу она уступает место сюжетной. Соответственно, герои тут контрастируют друг с другом. Есть ярко выраженное зло, которое пугает мистическими появлениями, криком или просто тем, как спускается с лестницы. А есть тот, с кем можно поговорить, и кто представляет единственный луч светлой надежды в этом демоническом замке. Все занимаются своим делом – одни игроков пугают, другие спасают. Но время от времени их пути пересекаются, превращаясь в шоу ? И каждый раз оно получается весьма эффектным. Это не просто разговоры в тихой комнате, это целый экшн – убийства, драки, колдовство. То есть довольно залипательно. Особенно учитывая, что сопровождаются происходящее спецэффектами. Например, брызнувшей кровью. Или моментом, когда мы действительно поверили, будто что-то пошло не так, и актеру каюк ? Примечательно, что для некоторых героев характерно развитие. Измениться может, как характер, так и манера поведения. В целом, довольно редкий случай иммерсивной мистики. То есть когда перемещения зла бесшумны и резки, но во время сценок ты проникаешься эмоциями героев, поскольку играют актеры даже глазами ? Кстати, мой совет – здесь можно разговаривать. Мы вот так увлеклись повествованием, что редко вставляли свои фразы, но поверьте, это будет не только не лишним, но и полезным для развития сюжета. Примечательно, что продуман не только декор, но и образы героев. Их внешний вид аутентичен той эпохе, про которую идет рассказ. Ну всегда круто, когда на перформансе присутствуют костюмы. Например, рубаха монашеская рубаха главного героя. Кстати, о монахах. Есть герой, являющий собой зло во плоти. К нему прям приближаться страшно.
Локация… Блин… Вы бывали в чешских замках? Я был. Так вот ответственно заявляю, что это прям оно. Все настолько детально и аутентично, что после игры мы отправились на экскурсию по нему. В памяти сразу возникли определенные ассоциации, и всю игру у меня не было сомнения, что я нахожусь именно в замке. Категорически рекомендую перед игрой вбить в поиске “Замок Гоуска” и посмотреть его реальные фотографии, дабы потом была возможность сравнить и оценить попадание в оригинал. Спойлер! Попадание довольно меткое, ибо можно обнаружить много схожих деталей, включая планировку внутреннего двора ?? Пространство стилизовано под каменную кладку, что уже создает нужный дух. А все остальное делает множество мелочей – сводчатые дверные проемы, ветви лозы, деревянный пол, множество свечей, бочки, мешки с сеном, кресты, лестницы, зеркала, старинная мебель, а также целое множество других вещей. Дело в том, что каждую комнату можно описывать отдельно, ибо она полна деталей. Например, в одной стоит чучело кабана, висят алебарды, копья и прочее оружие. Там же можно обнаружить охотничьи трофеи в виде оленьих рогов. А другая – церковный зал. Тут большой крест, рисунки архангелов Михаила и Гавриила (являющиеся копиями рисунков из настоящего замка), алтарь и прочие характерные атрибуты. На чердаке лежит различный скарб в виде сундуков, мешков, предметов быта, чашек, ложек и тому подобного. А стены разрисованы довольно криповыми, но красивыми рисунками. Если посмотреть на пол, то в щелях можно увидеть нижний этаж. Мелочь, а как влияет на восприятие! ?? В прочих помещениях вроде гостиной или винного погреба внимание к мелочам не меньшее. Да и вообще видна огромная работа художников! Ибо каждый уголок локации сделан вручную. Каждая паутинка, каждая застаренность, каждый крест, висящий под потолком. Это создает дух старины. Такой романтичной старины, в которую мы залипаем, когда играем в какого-нибудь “Ведьмака”. Кстати, тут даже туалет есть. А еще целая система средневековых замковых тоннелей с бойницами для лучников, перемещение по которым вызывает вперемешку, то приступ клаустрофобии, то чувство, что ты смелый герой фэнтези. Центральным элементом локации является внутренний двор, где расположен тот самый колодец. Из нее ведет множество дверей в различные части замка. Открываются они постепенно, что как раз и обуславливает нелинейность Короче, локацию описывать можно долго, но просто поверьте, что вот прям замок настоящий! А нужно сказать еще и про спецэффекты. Здесь множество различных пугающих технических механизмов. Порой они довольно масштабны в размерах, а потому резкое движение вызывает соответствующий эффект ах@я. То есть удивления. Тот же беснующийся и светящийся колодец, например. Сюда же нужно отнести запахи, поскольку ладан смешивается с деревом, и ты прямо погружаешься в атмосферу старины. Одна из находок перформанса – двери. Они, конечно, и сами аутентичны своему времени, но впечатляют поведением. Во-первых, их много, что наводит на мысли о полном отсутствии безопасных зон. Во-вторых, они открываются и закрываются сами собой, тем самым прокладывая игроку путь вперед. Именно так происходит ориентирование. Но, черт подери, это выглядит чрезвычайно мистически! А вот решать здесь особо ничего не надо. Проект про историю, а не про загадки. Необходимо различным образом взаимодействовать с актерами – болтать, выполнять поручения, творить ритуалы. И спасаться бегством! Ведь одна из частей игры посвящена неожиданному экшну. Локация становится открытой и… Понеслось! Всеми способами нужно не попасться злодеям. Однако внимательность, конечно, пригодится для обнаружения всего скрытого.
Предлагаю сходить сюда, если вы любите большие… ? Локации! В длину, ширину и высоту все здесь чрезвычайно масштабно. Потому что замок! Однако в очередной повторюсь, ибо знаю, что были случаи недопонимания. Это не поместье Дракулы и тому подобное оформление, навязанное нам многолетним замком. Здесь все максимально приближено к реальности и тому, как выглядели чешские замки в XIII веке. И приходить я рекомендую именно за мистической атмосферой в подобном заведении. Это очень необычно, учитывая современный облик нашей индустрии. Свечи, старина, кресты, запах ладана, старинное оружие и злобные демоны во главе всего! ? Но также сюда можно прийти и просто, чтобы поглазеть на декор. Или проникнуться историей. Или покричать. Проект силен всеми своими сторонами, а потому и получает от меня высший балл. Тут и мистика, и театр, и экшн, и локация, и спецэффекты, и страшно капец, и куча интересных фишек. Да еще и все основано на реальной легенде про реальный замок. В общем. Получился насыщенный перформанс, в котором постоянно что-то происходит, отлично подходящий для поклонников пугающей, умной, красивой мистики и страшных сказок! А "GrimTeam" в очередной раз выпустил на рынок нечто очень громкое и масштабное ⚠ Напоследок хочу отметить само пространство "Цех 13". Оно удивляет уже с порога своими масштабами. Здесь несколько этажей и присутствует просторный лофт для праздников. А какие туалеты! Каждый в стиле одного из квестов.