Рецензия на перформанс Карантин от команды КвестОбзор
Дал Бог заражение, даст и карантин.
Сегодня на мои плечи легла ответственнейшая задача – рассказать о самой свежей из всех новинок этого сезона. Официально перформанс открыл свои двери буквально неделю назад. Никто толком про него еще ничего не писал, но вам просто необходимо знать, что на мой сугубо субъективный взгляд человека, который прошел порядка 600 различных квестов, это лучшая реализация тематики “Зомби”, которую мне доводилось видеть в своей жизни. А повидали за это время мы очень много. Был экшн, были разветвленные сюжеты, были различные виды монстров, были крики и всепоглощающий саспенс. Но не было такого, чтобы все это было реализовано в одном проекте, составляя полноценный техногенный ужас. А это именно тот жанр, к которому можно отнести зомби. Когда некогда густонаселенные места ныне кажутся заброшенными, а по ним бродят кровожадные твари, движимые лишь голодом. Например, лаборатория, научный комплекс или атомная станция с кучей неведомых и вполне работоспособных механизмов. То есть техника сплетается со страшными существами, являя собой довольно интересный симбиоз. Когда-то в нашей индустрии было немало зомби, но ныне… Да нет их почти! Поэтому каждый новый проект вызывает большой интерес. Особенно когда его делают люди ответственные за легендарную Трилогию (с большой буквы). Молодежь может не знает, но мы, старики, помним, как мурашки бежали по телу при одном упоминании этого слова. И вот создатели продолжают быть верными традициям! На свет появилась уже полноценная двулогия, поскольку данный перформанс является прямым продолжением событий перформанса “Заражение”. Почему же я ставлю проекту свой высший балл? По целому ряду причин, которые нет смысла озвучивать во вступлении, ибо на каждом нужно остановиться подробнее. Так вот слушай…
С момента инцидента прошло чуть больше года. Зараза быстро покинула холодные берега Арктики и расползлась по миру. Цивилизация уничтожена, человечество практически полностью истреблено. Кто-то называет их ожившими мертвецами, кто-то зараженными, а кто-то просто зомби ? Они бродят по планете, движимые лишь одним инстинктом – поедание плоти. Группа людей сидела на палубе корабля, плывущего по холодному Северному Ледовитому Океану. “А ведь я помню, как все началось – мужчина начал свой рассказ, - следил я за той операцией!”. Он рассказал про аварию в научно-исследовательском центре по разработке биологического оружия, про группу смельчаков, пытавшихся остановить взрыв ядерного реактора, и про то, как человек впервые столкнулся с тварями. Но это было год назад, а сегодня… Есть только один способ остановить эпидемию – вернуться туда, где все однажды началось. Где-то на нижних этажах комплекса, которых даже нет на карте, находится штамм вируса, необходимый для разработки вакцины. Командир группы закончил инструктаж в момент, когда корабль как раз причалил к морозному арктическому берегу… ⛴
Когда-то сверхсекретный лифт теперь таким не казался. Механизм зажужжал, перед глазами стали проноситься картины прошлого, от которых возложенная плечи наших героев ответственность возрастала с каждой секундой. Лифт грохотал все сильнее, а затем звуки и вовсе приобрели неестественный характер. Кажется, он просто летит вниз! Бум! Потребовалось несколько минут, чтобы прийти в себя. Но удар не остался незамеченным. У них отказал… Мозг! Немного пройдя по научному комплексу, команда оказалась в тупике. Здесь их ждал последний выживший из предыдущей группы. Так думали они, пока не потрогали его холодное тело рукой. Озираясь по сторонам, команда брела вперед, переступая через трупы жестоко убитых сотрудников лаборатории и избегая встречи теми, кого уже не убить. Секционная, ординаторская, операционная – они проходили одну комнату за другой, пытаясь найти что-то похожее на пробирки с вирусом. Но вряд ли их хранят там, где в трубах постоянный засор. Из самого темного угла выскочила тварь! Ее пасть, бывшая когда-то ртом, скорчилась в оскале. Наши герои пытались не дышать, лежа под лавкой. Оно прошло буквально в паре метров от них и свалилось где-то в коридоре. Зомби со всего комплекса стекались сюда на запах живой плоти! Выпрыгивали, бились о стекла, падали и поднимались. Постепенно команде удалось запустить несколько аварийных систем, но даже сейчас защита лаборатории слишком хороша. Дезинфекция, все дела… Но какой от нее толк, если в ее тумане бродят зомби. Для взлома системы безопасности пришлось не раз отправляться в дальние сектора, где находилось необходимое оборудование. Вокруг изрядно покусанные тела на кушетках и стульях. Какова же была неожиданность, когда одно из них… Ну вы поняли! Цепи уже не могли его сдержать! Проверив друг друга на наличие укусов, команда снова двинулась вперед. Лаборатория напоминала лабиринт – десятки дверей и коридоров, в котором легко можно заблудиться. Это они и сделали… ? Свет предательски моргал, идти вперед было чрезвычайно боязно. Далее по рации передали план дальнейших действий - смешать нужные реагенты, получить штамм. Как будто это так просто! Особенно учитывая, что они разбросаны по дальним лабораториям. Но выбора нет… Генератор запущен, ребята бросились на поиски. Но позабыли, что нельзя шуметь. В комнату влетали зомби и буквально пытались оторвать самые сладкие куски плоти. Наши герои вырывались, падали, помогали друг друга, но затем снова попадали в ловушку. “Ааа!” – кричал парень, которого за ноги утягивали в темноту. Он хватался за все, включая пол, пытаясь спастись. У него получилось! Но… Тик-так! Тик-так! Таймер закончился и непреклонный голос компьютера объявил, что… В этой истории не будет хэппи энда. Через секунду в лабораторию ворвется уже не пара, а целая орда зараженных… Так человечество окончательно приблизится к пропасти… Но может получиться у кого-то другого, кто учтет ошибки предыдущей группы?
Что же такое зомби-перформанс? Это быстро бьющееся в груди сердце, когда тварь проходит по коридору, а ты прячешься под столом. Это заброшенная лаборатория, в которой все дымится, жужжит и сверкает. Это целые лабиринты коридоров, наполненные злобными тварями ? Это постоянное чувство тревоги, ведь ты здесь не один. Это некая безысходность ситуации, когда всем становится ясно, что отсюда не спастись. Это экшн, поскольку порой спасает только бегство. Зомби – это реализм. В том плане, что нет никаких постановочных действий. Есть только монстры, лаборатория и ты, пытающийся выжить. Бродишь по коридорам, открываешь десяток дверей, разглядываешь заброшенные лаборатории/морги/операционные, встречаешь зараженных, пытаешься убежать, падаешь на пол, на тебя набрасываются и ом ном ном! Именно это я называю техногенный хоррор. Ну когда действие происходит среди множества лампочек, проводов и технических механизмов. Грубо говоря, в настоящем, которое так похоже на будущее. Так вот “Карантин” про это. Тут вы встретите все вышеперечисленное и окунетесь в 100%-ую зомбячку! ⚠ Лично для меня проект оказался силен именно своей атмосферой, которая складывается из множества факторов. Честно, давно не было таких эмоций… Чувства, что это конец. Некуда бежать, ведь везде они повсюду. Дело в том, что зомби это и саспенс, и маньячка. Ты пугаешься того, что сокрыто за следующим поворотом, поэтому боишься сделать лишний шаг. А пугаешься потому, что оно на тебя сразу набросится, если заметит. Пикантности добавляет то, что игровой процесс построен в стилистике бродилки. Локацию надо именно изучать и вступать во взаимодействие, а не решать загадки. А делать этого совсем не хочется, когда вокруг либо трупы, либо ожившие трупы! Важной фишкой перформанса является вариативность концовки в зависимости от правильных/быстрых или не очень действий. Здесь важно быстро реагировать, не мяться на индивидуалках и башкой думать, поскольку именно от этого зависит успех миссии. Так что тут можно выиграть или проиграть. Сюжетно, разумеется. Вы ничего не пропустите, просто концовка будет уж совсем печальная.
Про игру актеров необходимо сказать, что это зомби. Они рычат, шатаются по коридорам, бьются о стены и друг друга, иногда падают, но продолжают ползти в твою сторону. Когда в мерцающем свете или дыму ты видишь такую тварь, то хочется поскорее исчезнуть с лица Земли. Да, ты успеваешь его хорошенько рассмотреть, ибо зомби – существа нерасторопные. Оно не спешит на тебя бросаться, пока не услышит какой-нибудь звук. Дело в том, что взаимодействие с актерами здесь происходит в формате “стелс”. Необходимо не издавать ни единого звука, если хочется сохранить себя в целости. То есть прятаться, тихонько обходить монстра и тому подобное. Однако если все-таки ты шумишь, как слон в лаборатории, то есть только один способ выжить – бежать. Как угодно! Перепрыгивая через мебель, толкая своих друзей в объятия зла… Актеры действительно ведут себя, как зомби, ведь наталкиваясь друг на друга, начинают взаимодействовать уже между собой. Так что могут возникнуть сценки для просмотра. Особенно нас впечатлил один момент, когда манекен ожил, и там такое началось! ? Если же все-таки зараженные тебя настигнут, то начинается стадия физического контакта. А как это обычно делают зомби? Правильно! Хватают, валят и начинают производить различные рваные движения, пытаясь оторвать от тебя кусочек. Иногда ногу, иногда руку, иногда печень… ? Короче, кушать хотят! Есть здесь уникальная особенность взаимодействия с актерами – от них можно и нужно вырываться, если тебя схватили. Надо вытягивать друзей из лап монстров или бороться за свою жизнь в одиночку, брыкаясь и цепляясь за все подручные предметы. Дело в том, что если тебя крепко схватили в объятия и утащили, то ты проиграл и выходишь из локации. Конечно, стараться вас вывести никто не будет, но это добавляет азарта борьбы за свою никчемную жизнь. Напротив, ребята всегда дают пространство для маневра и побега, что добавляет нехилой динамики. Актеров довольно много, они постоянно появляются из неожиданных мест, а образы в полумраке порой похожи на пугающие силуэты. Все это создает ощущение, что монстров целая орда, и они повсюду! ? Также это чувство создают наличие в локации внушительное количество различных неодушевленных фигур. Это трупы, и тому подобное. Глядя на очередную тень в мерцающем свете, необходимо набраться сил, чтобы подойти и потыкать ее. Так вот однажды я потыкал, а она мягкая… Ааа! ? И неизвестно, что было страшнее – появление актера или подойти к лежащему на столе “человеку”. Присутствует говорящий персонаж, который погружает в игру, а также в дальнейшем помогает подсказками или просто дает план необходимых действий. Хочется отметить операторскую работу, поскольку в связи с происходящими событиями меняется интонация, а порой и вовсе помощник срывается на крик. Это также один из кирпичиков, создающих нужную атмосферу, ведь в эти моменты чувство безысходности только усиливается, и тебя охватывает паника.
Локация представляет собой большую биологическую лабораторию, с нелинейной моделью перемещения, которая еще и увеличивает ее объем. Здесь коридоры, помещения различного назначения, множество дверей. А такой формат построения игровой зоны всегда добавляет дополнительного страха, ведь его необходимо изучать. А делать этого не хочется. Снова и снова открывать дверь, вглядываться через окно в соседний зал, пытаться понять, что именно за комната перед тобой. И уж тем более нет никакого желания возвращаться туда, где уже бывал. А делать тут это приходится практически половину игры, ведь для гаджет необходимый для включения механизма обязательно находится в другом конце лабораторного комплекса. Или сам механизм находится там, где ты уже бывал, но не заметил. Вот и возвращаешься, а там обязательно бродят новые зараженные! ? Я обычно довольно четко ориентируюсь в пространстве, но здесь как-то прям закрутило, будто в лабиринт попал. “Пойти куда? Это где? Что там сделать?” – каждый раз переспрашивали мы. А если вы будете внимательно читать таблички на дверях, то не запутаетесь на своей индивидуалке. Короче, пространство действительно казалось заброшенным исследовательским комплексом. И несмотря на лабораторную тематику, комнаты разные – ординаторская, операционная, секционная, технический зал с генератором, дезинфекционная, исследовательские корпуса. И хотя, на первый взгляд, звучит схоже они прям кардинально отличаются друг от друга. В лаборатории всякие пробирки и прочие предметы и механизмы обихода ученого в белом халате. В операционной трупы, кровь, стол, инструмент всякий. В ординаторской врачи отдыхают, а потому тут мебель и вполне себе уютно. В технических залах различные приборы окаянные, которые завести нужно. А во время дезинфекции вообще ничего не видно! ? Для все пространства характерна декоративная заброшенность. То есть все налеты старины, потертости, разрушений и тому подобного создавались вручную. Ну и, конечно, все забрызгано кровью, что напоминает о произошедшей резне. В целом, складывается стойкое ощущение, что сюда уже давно не ступала нога живого человека ? Особенно хочется отметить неожиданное использование одного угла локации, который идеально маскирует зараженного. Вроде мелочь, а сколько с ней эмоций связано! Спецэффекты присутствуют в полном объеме. Здесь используется модель умного освещения, поскольку оно буквально подстраивает под ритм музыки. Чрезвычайно эффектно! Да и сам звук радует уши. Например, все сюжетные вставки записаны профессиональным актером. А в один момент звуковое сопровождение создало полное ощущение, что комната спускается вниз. Создатели заявляют сразу, что загадки сложные! ⚠ Возможно, это самый сложный перформанс в вашей жизни. Шутка ли, но по сей день ни у одной команды не было хорошей концовки. А она, как вы понимаете, зависит от работы мозга. Причем сложность проявляется не в прямом решении головоломок, а в том, чтобы допереть, куда идти и что там нажимать. Дело в том, что перформанс придерживается реализма, а потому и действия соответствующие – установить программу для взлома, включить свет, настроить огромный пульт, изготовить вирус, прочистить трубы, сориентироваться в пространстве, тайники найти, код доступа получить. Квест вообще напичкан техникой. Двери с электрическими замками, механизмы неведомые. Чего стоит загадка с пультом, когда получается на себя примерить шкуру инженера! Кнопочки, лампочки, рычажки! Отдельный респект за фу-эффект, поскольку по локоть у меня еще не было! Конечно, без индивидуалок не обошлось, когда надо идти незнакомо куда и сделать незнамо что. А вокруг зомби, зомби! И как раз только слаженная работа всей команды позволит получить заветный хороший финал.
Посоветую всем любителям тематики техногенного хоррора. Когда лаборатории, монстры, гаджеты всякие. Криповое будущее, так сказать. Ну и, соответственно, зомби, поскольку это лучшая их реализация, что мне доводилось встречать. Она и динамичная, и атмосферная, и умная. То есть действительно напоминает ту атмосферу, которые мы переживали в играх, или глядя на большой экран кинотеатра. Когда люди всеми способами пытаются выжить и выполнить важную миссию по спасению человечества. Им страшно, от них откусывают куски, но они продолжают идти вперед, ибо являются последней надеждой мира. Тут и стелс, и динамика, и физический контакт, и решение головоломок, и мурашки от перемещения по локации, и множественные концовки. То есть я веду к тому, что зомбячка никогда не было такой полноценной! ⚠ Честно, вообще не думал, что этот жанр возможно продумать так детально. Короче, рекомендую всем любителям выживалок. Ибо тут были моменты, когда мир буквально крутился перед глазами, и мы пробивались через толпу зомби. А были, когда мы просто тихонько вжимались в угол, не замечая открывшийся проход. Кстати, порекомендую еще и тем старожилам, которые помнят времена Трилогии про зомби. Здесь вас прям прихватит ностальжи.