Рецензия на перформанс ДуракЪ от команды КвестОбзор
“ДуракЪ” – проект во всех смыслах уникальный. Это квест, перформанс, триллер, эмоциональная драма, немного ужастик, иммерсивное шоу, а также просто история, основанная на российских реалиях, из которой можно почерпнуть для себя что-то поучительное. В него не нужно играть, его нужно пропускать через себя, как будто бы ты пришел в театр, поскольку здесь хоть и присутствует игровой процесс, в котором есть и стелс-элементы, и возможность влияния на сюжет, и огромное количество интерактива, но, например, количество загадок сведено к минимуму, дабы не рушить дух реализма, который создают актеры. У меня с этим перформансом связано многое, да и был на нем уже несколько раз, но рассказывать буду, как будто оказался здесь впервые, дабы обзор получился максимально свежим. Это, в первую очередь, шоу, ведь даже в инструктаже перед игрой говорят, что главной задачей игрока является общение с персонажами. Болтать тут не просто можно, но и нужно, ведь от ваших фраз актеры будут отталкиваться в своем поведении. Посему именно ужастиком проект я тоже назвать не могу, ведь здесь рассказывается история. Она может давить эмоционально, ведь перед вами творится вопиющая жестокость. Может показаться даже страшной, ведь эта жестокость направляется и в вашу сторону. Может заставить улыбнуться от фраз героев. А порой тебе просто интересно наблюдать за развитием сюжета и взаимодействовать с жителями этой деревни. Послевкусие же у проекта крайне поучительное. Особенно в наши времена, когда так остро стали поднимать темы домашнего насилия и иже с ними.
Широка страна наша родная… Много в ней озер, морей и рек! А еще больше маленьких деревенек со странными названиями вроде “Травино” или “Веселая жизнь”. В большинстве из них с каждым годом становится все меньше населения, ибо необремененная умом и традиционной любовью к горящим напиткам молодежь постоянно уезжает в большие города, чтобы крутить там спиннеры, а потом… Впрочем, не важно! Мой рассказ пойдет об одной из деревень, которая спряталась в такой глубине нашей страны, что продукты туда доставляют только по праздникам, и то на вертолете. Сейчас в ней осталась лишь пара домов, в которых по ночам зажигается свет, а местные электрички и вовсе перестали останавливаться. Но когда-то здесь кипела жизнь! Люди вместе работали в поле, ухаживали за скотиной, вели веселую жизнь, а каждый вечер собирались у костра и пели песни до самого утра под звуки гитары местного начальника колхоза. Была здесь даже достопримечательность! Баба одна жила очень популярная. Раисой звали. Ух, как она была популярна в округе. Даже из города люди приезжали, чтобы пообщаться, а некоторые даже видеокамеры с собой привозили. Кино видать снимали… “Чем же она так популярна?” – спросишь ты, сидящий по ту сторону экрана. Да представительница древнейшей профессии была! Нет, не плотник! В общем говорят, что творила чудеса, о которых ни в сказке сказать, ни пером описать. И было у нее два сына – Иииииигорь и Данилка... ? Хорошо, хоть два, с таким то графиком работы! А потом смена власти, падение нравов и все такое. Так и потерялась деревенская история… Известно только, что баба та померла. Но недавно в стране активно начали работать органы социальной опеки! Они не дремлют и активно следят за тем, чтобы у подрастающего поколения жизнь была лучше, чем у их родителей. Как-то, разбирая кипу древних бумаг, руководитель регионального отделения обнаружила, что в деревне “Богдановка” должен жить малец 17 лет, о котором почему-то после рождения нет вообще никакой информации. “Надо проверять!” – сказала она и отправила своих лучших работников!
Электричка сбавила ход в паре километров от деревни. Останавливаться она не планировала, так что пришлось прыгать. А затем еще пару часов по полю, по лесу, паре заброшенных заводов и вот, наконец, на дороге появился одинокий указатель с заветным названием деревни. Не рассчитали наши герои, что за это время на землю уже опуститься ночь. Благо в паре местных домов горел свет, так что ребята пошли в их сторону. Оттолкнув очередную ветку дерева, они попали в небольшой двор. Огляделись - завалинка, фасад дома, забор, кресты какие-то... Неожиданно свет в доме погас, а позади послышалось дыхание. Компания с ужасом обернулась, но увидела лишь мужика, который пытался прикурить. “Ух, блин!” – мужик аж сигарету уронил, а друзья самооценку. “Вам чего тут надо? Деревня маленькая, одни алкоголики остались. Развлечений никаких. Баба, про которую спрашиваете, померла давно. А хотите бухнуть?” – хриплым голосом говорил мужик. Компания пошла в сторону амбара, а потом буквально замерла от неожиданности. “Да ты не бойся! Это Толик! Перешагивай! – также спокойно сказал Игорь, - Но в дом я вас не пущу. Спите здесь. Спокойной ночи!” Ночь выдалась темная, на небе ни звездочки. Правда ребят это не волновало, ведь почуяли они подвох какой-то. Заглянули в щель между досками, да так и ахнули! Пацан! Состояние у него было явно не из лучших. Плачет, заикается, и со здоровьем явные проблемы. Не зря все-таки приехали! Забрались внутрь и давай уговаривать. А он не хочет, кричит, что не пойдет никуда от своего опекуна. А потом еще и мужик с обрезом ворвался в дом. Тоже кричит, не хочет пацана отдавать, выстрелить норовит. Короче, убежали наши герои во двор, но все же планировали в дом вернуться, когда все поутихнет. Пацану они явно понравились, решил он помочь даже. Но через секунду события снова закрутились вихрем и вот прилетает теперь уже от соседа. Но мужик ровный, не смотря на то, что крайне агрессивный. Это были настоящие кошки-мышки по всему дому! Ребята прятались во всех доступных местах и даже обнаружили двуспальный сундук. Деревенское безумие продолжалось до момента, пока страсти не достигли своего апогея. У ребят на глазах наворачивались слезы от драмы, творящейся в этом доме. Они обязаны помочь парню! Но можно понять и Игоря… А чем эта история кончилась знают только курицы, все это время мирно клюющие зерно в своих клетках.
Начну разбор, пожалуй, с того, что это редкий перформанс, действие которого происходит в исконно-российских реалиях. Деревня, сарай, завалинка, сено, пьяные мужики – все, как положено. Просто частенько действие квестов с актерами разворачивается либо в каком-то выдуманном мире, либо где-то за рубежом. А здесь Россия-Матушка во всей своей красе и колорите! Кстати, это влияет и на погружение игрока, ведь когда обстановка тебе знакома, то проще принять игру за реальность. Игровой процесс строится на постоянном словесном взаимодействии между актерами и игроками. Даже не смотря на то, что в сюжет вписано довольно много различных событий, самым главным остается именно то, что вы говорите. Поскольку от этих слов строится вся дальнейшая импровизация, а также складывается концовка. Условно игру можно разделить на несколько сцен в разных локациях, которые следуют друг за другом (как и везде), но в каждой вам необходимо либо наблюдать за действиями актеров, либо активно в них участвовать, путем слов, аки реченька льющихся из вашего рта. От действий игрока зависит концовка. Она может хорошая, плохая, очень плохая или не очень хорошая. Вариаций довольно много, и это полностью зависит от импровизации с обоих сторон. Перед нами смесь перформанса и иммерсивного шоу. От перформанса здесь все элементы, в которых игроку надо принимать непосредственное физическое участие, то есть где-то прятаться, убегать, пытаться открыть проход в следующую локацию. А от иммерсива все остальное, то есть развитие сюжета, поведение персонажей, диалоги и сама игровая атмосфера. Еще одной фишкой является сам жанр местной истории. Это не ужастик, в чем я наглядно убедился, когда даже самые пугливые игроки моей команды вскрикнули всего пару раз, и то от неожиданности. Хотя гнетущая атмосфера все-таки присутствует, но она скорее увеличивает эмоциональное давление, чем именно пытается напугать. Это триллер, драма!А потому во главе угла стоят сюжет и эмоции персонажей, которые передаются и игрокам. Если задуматься, то можно понять всех ее участников, а не только ярко-выраженную добрую сторону. Это жизнь, и, к сожалению, такие ситуации вполне имеют место быть. Они обычно скрыты от глаз, но это не значит, что их нет. Люди разные, и у каждого всегда есть определенная мотивация к действию, которую вполне можно объяснить. Это тот проект, о смысле которого больше думаешь уже после игры, чем во время нее. Там ты в самой гуще событий, так что надо скорее делать, а не думать. А вот после ты садишься, переосмысливаешь и понимаешь, драма и правда очень глубокая.
Актерская игра является ключевой составляющей данного проекта, поскольку это иммерсивное шоу, а значит, что все строится исключительно на действия персонажей. Приблизительно 90% игры с вами в локации находится хотя бы один герой, а в остальное время вы его просто слышите где-то рядом. Игровой процесс разделен на сцены, которые надо просто смотреть, и в которых необходимо напрямую участвовать. Конечно, всегда свои фразочки можно вставить и во время диалогов актеров между собой (они даже отреагируют и ответят), а порой это делать еще и нужно, чтобы повлиять на ход истории! Логично предположить, что на иммерсивном проекте уровню актерской игры просто необходимо быть высоким, поскольку именно в этом и вся его суть. Более того, это считается нормально, если на подобном жанре актер играет круто. Именно поэтому я так волновался, когда шел сюда. Сейчас я понял, что никаким сомнениям и места не могло быть, поскольку актеры просто прекрасно справляются со своими ролями. Герои разные по образу и манере поведения, постоянно импровизируют и меняют свое настроение от того, что способно рассмешить, до того, которое легко напугает, а промежутке между этими стадиями заставляют еще и грусть поймать от нелегкой доли. Интонации, жесты, фразы – все на должном уровне, чтобы игру можно было назвать ожившим театром, где зритель является непосредственным участником действа. Проект не стоит на месте, а постоянно развивается, ведь перформанс – это живой механизм, а иммерсивный театр тем более. Сейчас здесь вводится еще один персонаж, который позволяют по-новому взглянуть на историю этой деревни. Он добавляет еще больше юмора, драмы, динамики, событий и вариаций концовки. Мне даже кажется, что этого мужика тут прям не хватало, ведь раньше упоминания были, но исключительно голосом. Кстати, юмору тут тоже уделено важное место, ведь начинается все именно с него. И правильно, ведь так проще игрока погрузить в атмосферу игры, чем сразу кидаться в него драмой.
Локация чертовски детальная и качественная, особенно если мы говорим о квесте с актерами, где иногда огрехи скрываются при помощи действий персонажей. Здесь хочется смотреть по сторонам и рассмотреть все детали этого деревенского дома. Наверное, самой крутой фишкой местного декора является наличие животных! Живых! Настоящих! Домашних! Это первый случай, когда на квесте обитает животное, конечно, если не считать всяких тараканов, крыс, змей и пауков. Здесь это существо новое и крайне неожиданное. А точнее, их несколько. Стараюсь не спойлерить, даже не смотря на то, что многие и так про эту фишку знают. Комнаты представляют собой жилище такого типичного деревенского жителя – двор, сарай, большой дом. Каждое пространство проработано детально, о чем я уже сказал. То есть тебе не кажется, что двор тут сооружен просто для галочки, а остальное действо происходит в обычных комнатах, ведь он появляется в игре несколько раз. Ты четко понимаешь, где находишься в данный момент и почему, ибо четко движешься по сюжету вперед. Если говорить о мелочах, то их тут много – клетки для животных, завалинка, деревья, трава, забор, сено, песочница, игрушки, домашняя утварь, мебель и много чего еще, что характерного для деревенского быта. В оформлении использовано просто огромное количество дерева! Проработано вообще все пространство, включая пол и потолок. Это для эскейпа то редкость, а для перформанса и подавно. Ну и без парочки спецэффектов, конечно, тоже не обошлось. А вот загадок здесь нет. Они и не нужны на иммерсивном шоу! Ну ладно, одна. В остальное же время вам говорят, какие сюжетные действия необходимо совершить, чтобы пройти дальше. Однако делать всего игроку надо довольно много. Взаимодействие с актерами может быть не только словесным, но и тактильным, ведь можно выбрать уровень контакта. Хотя все равно ничего жесткого делать не будут, ведь контакт здесь нужен исключительно для придания еще пущего реализма. Есть несколько “мини-игр”, в которые надо сыграть с актерами. Ну там прячешься, убегаешь, все такое. Но это не просто сделано, как часть сюжета, а действительно можно попытаться выиграть. А еще есть этакий фу-эффект, когда нужно делать не самые приятные, на первый взгляд, вещи.
Что-то я заболтался. Подведем итог. Это драматическое иммерсивное шоу, в котором игрок принимает непосредственное участие всеми своими частями тела. То есть он не просто ходит, вставляет своим фразы, перенимает эмоции от актеров, но и участвует в экшне, когда разъяренный мужик влетает в комнату. Но все-таки это ни в коем случая никакая не маньячка, а именно шоу, поскольку зритель здесь как бы ездит по американским горкам из эмоций. На одном повороте у него наворачиваются слезы, а на другом он смеется. Соответственно, и приходить сюда надо именно тем, кто любит глазами и душой. Кто способен погрузиться на 100% в историю и пропустить ее через себя, ведь только в этом случае можно уловить ту идею, которую закладывали создатели. Так что в первую очередь рекомендую любителям театрального шоу (не только на перформансе), а во вторую тем, кто хочет попробовать свои силы на квесте с актерами, но очень боится выпадение кирпичей из неподходящих для этого мест. Еще одной фишкой отмечу само пространство вэлком-зоны, поскольку это едва ли не единственный перформанс, где имеется зона для праздника. Я говорил, что побывал тут уже несколько раз. Так вот приятно видеть, что "ДуракЪ" развивается и не сдает позиций! Но вообще у проекта имеется тонкий психологический смысл, который может понять не каждый. Так что я подчеркиваю, что рассчитан он все-таки именно на эмоционально подготовленную публику. Он, как глоток вина, которое вполне может понравиться всем, но истинный вкус ощутят лишь ценители.