Рецензия на перформанс Смерть на выбор от команды КвестОбзор
Вы в зале сидите
И ваши нервы, словно нити
Надёжно пришиты
К пальцам моим
Та-да-да-да! Вашему вниманию представляется одна из самых громких новинок весеннего сезона перформансов. Признаюсь честно, идя сюда, я предполагал, что оценка будет высокой, поскольку знаком с людьми, которые ответственны за создание “Черновика”. Когда-то давно они подарили нам уже легендарный “Insane”, что по сей день радует своих гостей непревзойденной актерской игрой и оригинальнейшей идеей. Однако в данном случае получился не просто высокий балл, а мой высший балл! Как минимум, за оригинальную идею и нетривиальную подачу игрового процесса. Здесь игроку позволено как бы прямо во время перформанса влиять на сюжет, путем неоднократного совершения выбора. Ты чувствуешь себя этаким писателем, который ваяет сюжет в прямом эфире. А в сюжете этом сочетаются и драма, и иммерсивная часть, и мистика, и физический контакт Полный спектр эмоций, которые аккуратно уложены, чтобы не мешать друг другу воздействовать на игрока. Но лично для меня этот проект стал особенным в первую очередь благодаря его тематике. Здесь сюжет повествует про писателя! Наконец-то! Ура! Мне это очень близко, ведь я и сам своего рода писатель… По крайней мере, так говорят люди, хотя я свою писанину не считаю достойной художественного внимания. Но все равно было чертовски приятно поиграть в проект про коллегу. Да не просто поиграть, а стать как бы его творцом! Вообще, тема гениальна! Потому что как писатель способен создать любой мир, так и здесь можно бесконечно придумывать сюжеты. Перед началом обзора необходимо упомянуть, что ранее на данной локации располагался другой квест. Это ни для кого не секрет. Но знайте, что от него не осталось ничего. Ни-че-го! Новый сюжет, новые декорации, новая атмосфера. Да что уж там! Я даже планировку не узнал, потому что все воспринимается совершенно иначе. Ну а теперь… Время размять пальцы и написать историю!
Мужские пальцы барабанят по печатной машинке. Местами на них можно заметить мозоли, поскольку уже много недель они не знают отдыха. За ней сидит настоящий волшебник, создавший немало миров и историй. Наконец, страница дописана Писатель бережно достает ее, внимательно перечитывает, не раз поправляя очки, а затем… Грубо сминает и кидает на пол. “Все не то! Почему так сухо? Это никому не понравится! Здесь нужна экспрессия, эмоции, адреналин!” – яростно кричит он, ударяя по столу. Уже давно он бьется над очередным произведением, но оно пока одерживает верх… Именно это и называется творческим кризисом. А ведь когда-то его книги раскупались миллионными тиражами. Но все-таки черновик новой книги в один прекрасный день оказался перед ним. Будет ли она интересна читателю? Станет ли новым словом в жанре “Horror”? Да-да! Наш герой творит именно в нем. Нравится ему описывать всякие ужасы и делать сюжеты столь острыми, чтобы ими можно было легко разрезать серые будни Писатель снова был погружен в мысли, когда в дверь его дома постучали…
Это гости, которых он пригласил лично, чтобы те помогли оценить его новое творение. Вежливый хозяин пригласил гостей внутрь, усадил на мягкий диван, угостил вкусными конфетами и постоянно рассказывал о своих бесконечных изысканиях. Наконец, мужчина достал кипу листов и начал читать… Эта история началась с траура. Рассказ писателя интриговал с первых строк и настолько затягивал, что ребята будто бы сами окунулись в него. Они закрыли глаза, а, открыв их, поняли, что находятся на месте друзей скорбящего. И вот они сами в просторной гостиной, в центре которой стоит маленький гроб. Они слушали грустную историю и сами едва не разразились слезами. Невинное дитя… Что-то с этим домом не так. Какие-то звуки и странные видения. А затем из воздуха явилась она… Девочка. Ее безмолвие пугало. Но внезапно все остановилось! Герои замерли там, где стояли, а из темноты возникло светлое пятно с кипой бумаг в руках. “Как вам начало истории? Достаточно ли интригующе?” – спросил писатель своих гостей. Те будто вышли из транса и едва могли составить из слов предложения. “Как именно далее развивать сюжет?” – все также спросил он. Ребята хотели чего-то остросюжетного. “Так и запишем” – вновь растворялся в воздухе мужчина. И вот они уже бегут по дому, пытаясь спрятаться... Прыгают в кладовку, залезают под кровать. Но что это за псих с кожаным лицом? Сердце бешено стучит, пока злодеи все-таки не исчезают столь же резко, как и появились. Спасти всех будет непросто, ведь не все смогут превозмочь страх и отправиться туда, где их ждет самая страшная сцена в их жизни. Пустая комната, вспышки света, явления из ниоткуда, зловещий смех, лужа на полу. Нужно срочно что-то делать… “Но что?” – вновь вопрошает писатель, возвратив в реальность и изрядно напугав наших героев Конечно, они выбрали самый отчаянный вариант, за что вскоре поплатятся. Камин, картины, срезанные лица на стенах… В комнату вошел кто-то кровожадный. Он обязательно поделится своей философией, но именно в этом моменте книге предначертано окрасится кровью. Душераздирающие крики ее героев разлетаются по комнате, залитой красным светом. Кушетки, наручники, орудия пыток, отрубленные конечности… Маньяк делает свое дело, за спиной хохочет девочка, чем-то постоянно пшикая. Но страшнее всех злобный молчаливый мим, что способен разорвать любого буквально пополам. “Что было дальше?” – спрашивал писатель изрядно потрепанных слушателей, а те лишь мычали в ответ. Внезапно сцена поменялась. Теперь они в парке аттракционов. Страшно до ужаса! А там твари, монстры! “Ну вот так! Что хочу, то и пишу!” – парировал писатель. Персонажи вновь замерли, превратишь в восковые фигуры из музея ужасов, один взгляд на которые заставлял ладошки потеть, а страх обволакивать все тело. Вскоре снова сменилась сцена, и начались веселые фокусы, граничащие с насилием, и прочие увеселительные активности от веселого мима. Хотя кажется, он только что кого-то порешил… В общем, финал уже близок. Вот только каким бы его сделать? Эти хотят драмы и неожиданный поворот. Собственно, это дело сугубо их расшатанной психики. История закончилась. Писатель отложил черновик в сторону и пожал своим благодарным слушателям руки. Их мнение действительно важно для него, ведь книга отныне – новый бестеселлер!
В первую очередь проект интересен своим игровым процессом. Если я часто сравниваю перформансы с ожившей книгой, разделенной на главы, то это и есть книга. Мы знакомимся с писателем, которому надо помочь с новым произведением. А как лучше помочь, чем полностью в него погрузиться и самолично прочувствовать все эмоции? Посему игра тут построена в формате рассказа, на который можно влиять. Вы как бы проживаете одну главу книги за другой. Но ощущается это не только в разнообразии сцен и активном развитии сюжета, но и самой подаче происходящего. Дело в том, что автор как бы читает свой черновик, а потому нередко обращается к игроку за советом, как поступить в той или иной ситуации. Именно в эти моменты сильнее всего проявляется эстетическая составляющая перформанса. Действо буквально замирает, а свет падает лишь на главного участника этой истории – писателя, что дергает за ниточки, управляя своими персонажами. Буквально падает, поскольку в эти моменты мы видим лишь его, будто все остальное было просто плодом буйной фантазии. Описать это довольно сложно, но выглядит чертовски красиво. Так вот автор дает игрокам выбор дороги, по которой они желают, чтобы отправилась история. Например, позвонить в полицию или же самим пытаться докопаться до правды. Отправиться к соседу или соседке. Продолжать физический контакт или нет. Ну и, конечно, ярче всего это выражено в финале, ведь перед нами абсолютно уникальный перформанс, который позволяет выбрать одну из заранее известных концовок. Ну то есть обычно концовки зависят от наших действий, разговоров и тому подобного. Они как бы незримо вытекают из происходящего. Здесь же мы тоже своего рода творцы, а потому можем решить будет ли в финале ожидать хэппи энд или же грустная драма. Очень интересный подход к игровому процессу, не правда ли? Как бы конструктор, который игроки сами вольны собирать, как им вздумается. Исходя из этого, логично заключить, что в основе всего стоит именно сюжет, поскольку в нем довольно много поворотов и разнообразных по эмоциональному настрою сцен. В одной мы скорбим вместе с главным героем, в другой смеемся, в третьей прячемся, в четвертой кричим, в пятой думаем. И так далее. Игра довольно насыщенная, ведь сцен тут немало. Это перформанс, который знает, что всему свое время. То есть интерактив, мистика и маньячка четко разделены, чтобы мешать друг другу. Как бы каждая глава этой книги посвящена чему-то своему, а перерывы между ними и встречи с автором позволяют выдохнуть и легко перестроиться на восприятие чего-то нового. Отдельно хочется отметить начало игры, ведь это не просто вступление или игра с порога. Ты встречаешь главного героя, с которым будешь пересекаться на протяжении всей игры и проведешь довольно большой промежуток времени прежде, чем начнется сама история. Сюда же отнесу и концовку, ведь после того, как повествование заканчивается, ты возвращаешься все к тому же писателю и не сразу можешь понять, что все окончилось. Очень интересный ход, который заставляет активно работать мозг. Игра начинается спокойно и столь же спокойно заканчивается, хотя в середине царит целая буря страстей. То есть здесь как бы 2 начала и 2 концовки. Книжные и реальные. Также стоит отметить, что уделено место и юмору. Парочка сцен контрастным душем врываются в происходящее и заставляют улыбнуться, не переставая бояться.
Про актерскую игру хочется сказать, что она на высоте. Здесь много интерактива, изменений настроения и характеров. Кто-то даже успевает примерить на себя даже несколько разноплановых образов. Все это не удивительно, ведь иммерсив является основой игры. На него прикручиваются различные фишки, но изначально все состоит из переживаний и эмоций. Здесь множество диалогов и монологов. Причем зачастую персонажей перебивать вообще желания не возникает, чтобы не нарушить созданную театральность. Но основной эффект актерская игра производит тем, что перед нами контраст образов. Абсолютно спокойный писатель, который является связующим звеном между ними всеми остальными героями, нечто мистическое, что обязательно удивит, человек, что попал в сложную ситуацию, а также еще парочка необычных маньяков с диаметрально-противоположными взглядами на человеческие туши. Образы персонажей можно увидеть на фото, чтобы уже начать складывать картинку колоритности происходящего. Образ писателя привлекает тем, что это абсолютно обычный человек. Он ведет себя, как мы с вами, рассказывает о творческом кризисе, просит помощи, немного нервничает, угощает конфетами. И общаешься с ним ты соответствующим образом. Как с вполне себе реальным человеком, сам не замечая, как постепенно погружаешься. Я всегда говорю, что погружение игроков обязательно должно начинаться с положительной ноты, но тут это происходит совсем уж незаметно. С ним вы будете беседовать и во время игры, ведь именно он – проводник по сюжету. Буквально. Особенно порадовали сюрпризы во время следования за ним. Также поговорить удастся и с главным героем. Кстати, выпутываться из ситуации вы будете сообща. А вот мистика здесь несколько иная, чем вы привыкли видеть. Да, это вспышки света, резкие появления из ниоткуда, всякие звуки, но… Все это как бы более тихое, чем намекает на серьезность происходящего и усиливает саспенс, ведь выдыхаем мы обычно после крика. А тут ждешь, ждешь, ждешь… Наличие контакта в столь иммерсивном сюжете для меня было действительно неожиданностью. А уж его плотность и подавно! Ему отведена продолжительная сцена, во время которой актеры успевают сделать всякое. И поговорить, и руками поработать, и закрепить всех необычных позах, и повеселить. Активно работает схема “Хороший/плохой коп”. Контакт основательный, а потому режим надо выбирать с умом. И знаете что? Отдаю перформансу медальку за самую романтическую сцену контакта в истории. Заключается она не в самом воздействии, а в том, как именно закреплены игроки в одном из моментов. Это весело, атмосферно, необычно и пугающе! Игру актеров следует выделить и с визуальной стороны. Во-первых, продуманные образы. Этот мим еще долго будет приходить ко мне в страшных. Он казался уже не клоуном, а каким-то демоническим отродьем. Ну и сам образ маньяка с тематикой срезанных лиц делают свое дело. Во-вторых, в моменты появления писателя все вокруг замирает в самых эффектных. И это невероятно эстетически красиво! Потому что происходящее превращается в пугающий музей восковых фигур. Эта фишка красной линией проходит через всю игру
Локация такая же контрастная, как и весь перформанс. Комнаты максимально не похожи друг на друга, поскольку являются главами книги. Вот ты находишься в гостиной, сидишь на кресле, перед тобой стоит небольшой гроб, все пропитано трауром. Вот оказался в просторном гараже, где лежит инструмент, а воздух пропитан тревогой. Но через пару минут оказываешься в комнате пыток. Ее хочется выделить, поскольку это одно из наиболее антуражных мест, где меня пытали. Красный свет, множество различных маньячных мелочей, большое внимание к деталям. Как правило, именно в этих помещениях игроки меньше всего обращают внимание на антураж. А тут такая проработка! Первое появление в ней сразу заставляет впечатлиться. Эти койки, лежащие на них люди… Также игроку предстоит оказаться в довольно мрачном доме, где посмотреть на отрезанные лица. Или попасть в спальню. Кстати, за это особый респект! Всегда хотел почувствовать себя на месте героев и спрятаться там, где всегда прячутся они. Хоть и понимал, что именно тут найдут точно! Также здесь занесет еще и в парк аттракционов со всеми соответствующими помещениями, где так комфортно живется клоунам. А кабинет писателя соответствует кабинету писателя. Печатная машинка, творческий беспорядок, награды за успехи, мебельный минимализм. Можно долго каждое описывать отдельно, но хочется сказать, что для всех локаций характерна довольно детальная проработка. То есть это не просто мебель и какие-то антуражные предметы. Здесь внимание уделено даже текстуре стен, обоям и прочим декоративным элементами, дабы чувствовался реализм каждой комнаты. Всякие шероховатости, подтеки и тому подобное присутствуют в полном объеме. А это означает внушительную работу декоратора. Как таковых загадок здесь нет. Конечно, присутствуют индивидуалки, моменты поиска, взаимодействие с различными предметами, но голову ломать определенно не нужно. Все действия логичны и максимально приближены к реализму.
Мне кажется, что каждый здесь может найти что-то для себя. Кто-то покричит от оригинальной подачи мистики, кто-то увлажнится от физического контакта, кто-то оценит драматизм происходящего и лихие развороты сюжета. Я вот особенно залип на писательскую тему, поскольку она мне чрезвычайно близка. Но абсолютно уверен, что все в равной степени оценят именно необычность подачи игрового процесса. Ну когда вы еще настолько достоверно попадали в ожившую книгу с комментариями автора? Это позволяет балансировать на грани чего-то эфемерно-творческого и реальности. Тебя как бы качает из стороны в сторону, создавая целый вихрь разноплановых эмоций. Однако лично я запомню данный проект, как один из самых эстетических и солидных перформансов. Здесь надо смотреть, проникаться, местами огребать и пугать, но даже в моменты последнего в голове остается чувство театральности происходящего. После игры хочется налить себе вина и обсудить книгу подобно литературному критику. Увидеть все ее отсылки и поймать каждый замысел автора, коих здесь довольно много. Именно в этом и проявляется эстетика. В жестах, в эмоциях, самой концепции игры, которая как бы крутится вокруг творчества. Но крутится так быстро, что заносит ее во все стороны. В общем, можно смело говорить, что на квестовом небосклоне появился яркий объект, достойный исследования любым уважающим себя квестоманом.