Из всех насилий,
Творимых человеком над людьми,
Убийство — наименьшее,
Тягчайшее же — воспитанье (c) Максимилиан Волошин
Хэллоу! Если ты по какой-то причине еще не в курсе, то тебе просто необходимо знать, что буквально на днях свои двери распахнула горячая новинка этого прохладного весеннего сезона. И имя ей “Заточение”! Несмотря на довольно сильную экшн-составляющую, перед нами перформанс из разряда интеллектуальных. То есть тех, в которых надо много думать, пропускать сюжет через себя и придаваться эмоциям. За основу своей истории он берет извечную проблему отцов и детей. Вы можете начать со мной спорить, говоря, что не первый раз на квесте с актерами всплывает подобный сюжет, но я скажу, что лишь в исключительных случаях он раскрыт, а не сводится к тому, что актеры кричат друг на друга. На любом проекте важна психология. И если она выверена, то пугать вас будут не злые сильные дядьки и не паранормальные сущности, а ужас, который повис в воздухе. Здесь присутствует все вышеперечисленное, поскольку по жанру это иммерсивная мистика с нотками маньячки Но воистину страшно нам было от происходящего безумия. Когда смотришь, понимаешь, что тот или иной наглухо расстался со своей кукухой, но реально боишься ему об этом сообщить. Начинаешь подыгрывать, и сумасшествие буквально проникает в тебя изнутри. До сих пор помню, как после первой сцены (в которой нас вообще не пугали) сказал, что абсолютно неважно, что будет происходить дальше, поскольку мне уже не по себе. Вот именно в психологии и есть главная фишка данного проекта. Конечно, он будет активно пугать вас всеми известными образами, но, как говорится, бояться нужно не мистики или маньячки, а реальных людей. Чтобы сразу же снять все вопросы необходимо упомянуть, что от перформанса, который ранее располагался на этой локации, не осталось ничего. Конечно, есть шанс, что какой-то уголок вам покажется знакомым, но теперь это абсолютно иной проект, и работа была проведена колоссальная! Что и не удивительно, ведь создатели перформанса уже давно хорошо зарекомендовали себя на рынке. Ну а теперь к истории…
Началась она с объявления в газете о поиске няни для няни для ребенка. Хотя… Конечно, нет! Началась задолго до этого, когда в дом семьи Рихтер постучалась беда. А ведь была образцово-показательная ячейка общества. Работящий отец, любящая мать и милый сынишка Томас. Но, как это часто и бывает, ряд трагический событий начисто стер радость из этого дома. Тучи сгущались все сильнее… Отец не находил себе места, пытаясь справиться с сыном. Но все без толку! Именно это и сподвигло его на то, чтобы попросить помощи со стороны, тем более финансовое положение семьи это позволяет. Уильям, конечно, винит во всем судьбу. Но не все так просто в этой истории… Хотя люди, что направляются к дому со всех уголков города, еще ни о чем не догадываются. Для них это просто новая работа, соискателями которой еще только предстоит стать…
Хозяин максимально учтиво приветствовал своих гостей. В каждом его жесте и фразе чувствовалось почтение и безукоризненное знание этикета. Рассказывал он лишь о своем замечательном сынишке. Говорил отец с такой любовью, что с ним уже не терпелось познакомиться. Хотя и упомянул, что Томас – довольно замкнутый мальчик. Все вместе они зашли в комнату, где на стуле сидел ребенок. Ну как ребенок… По крайней мере, отец в этом уверен! Дальше наших героев ждали несколько самых странных минут в их жизни. Они переглядывались и шептались, стараясь не подавать виду под суровым взглядом хозяина дома. Но затем сами приняли его правила. Вскоре Уильям поспешил собираться на работу, оставляя нянь наедине со своими обязанностями. Аккуратно взяв Томаса на руки, ребята отправились осматривать дом. Но нашли совсем не то, что искали… Коридоры дома петляли, не раз приводя уже в знакомые комнаты. И вдруг из темноты возникло что-то… Кто-то! Она извивалась в неестественных позах и издавала не менее неестественные звуки. Появлялась, а затем снова пропадала, будто борясь с оковами потустороннего мира, чтобы рассказать о своей боле Однако за нее это сделала видеозапись. Холодок пробежал по телу нянечек. Они быстренько постарались уложить ребенка спать, чтобы попытаться обнаружить выход из этого странного дома. Но чем дальше, тем он становился темнее… Жуткие рисунки, пугающие записи на диктофоне, криповые фотографии, мрачные комнаты, перебои со светом. Из тьмы возникали образы. И уже не только женский. Кто же это там в маске? В попытках выбраться, компания лишь больше запутывалась. Опять эта комната с десятком ведущих из нее дверей и сотней ключей. Что же там за ними?! Но… Это было лишь начало. Начало леденящих кровь открытий. Зря они поднялись на второй этаж. Коридор, кушетки, простыни, ванная, кровь, шприцы, наручники. События сменялись в такт вспышкам света. И вот наши герои уже не видят друг друга. А вот видят кого-то, кого тут быть не должно. Уильям? Это он?! Мужчина очень усердно извинялся, но вряд ли слова уже что-то изменят. Эта история зашла слишком далеко. Происходящее напоминало исповедь, во время которой ребята то и дело с ужасом переглядывались. А затем исчезали во мраке. Дело в том, что игры Томаса очень необычны. Малыш любит летать не только во сне… “Ааааааа!” – крики, смешанные с матерными словами, эхом разлетались по дому. Они бежали. Быстро, громко, куда глаза глядят. Прыгали, падали и поднимались. Зло вылетало со всех сторон. Комнаты одна за другой хороводом пролетали перед глазами. Но куда там! Ловушка захлопнулась. И нет из нее выхода. Если только не… О, ужас! Тайна, наконец, открылась! “Так вот оно что!” – ахнули наши герои. Сейчас самое время что-то изменить. Но дело уже сделано. Давно… Много лет назад. А сегодня же настал тот день, когда кровавое древо даст свои плоды. Бум! Что это было? Выстрел или звук выбитой двери? Так или иначе, наши няни бежали из этого проклятого дома. Но почему их глаза, даже спустя несколько недель, полны слез? Виной тому любовь к детям…
Сейчас я скажу нечто необычное. Нечто, что от меня можно услышать довольно редко. Данный проект сумел пронять меня своей психологией. Нет. Я всегда стараюсь находить психологические моменты даже там, где их и не было, но вот чтобы они прям сумели мной завладеть и заставить шмыгать носом… Это вряд ли! Поэтому я лишь наслышан о такой вещи, как “Моральное давление”. Да, это красиво. Да, это очень интересно! Да, это трогает за душу! Но все-таки остается спектаклем. А вот здесь мои глаза расширялись до уровня блюдец. Но дело скорее во мне… Драматический сюжет развивается по всем канонам жанра, чтобы заставить впечатлительных пустить слезу. Но меня? Как так?! У каждого человека свои мысли, чувства и воспоминания. Поэтому и трогают людей абсолютно разные темы. Здесь я бы должен произнести крутой спич про отношения в семье, но все куда прозаичнее. Я просто боюсь детей. Так бывает, когда с ними часто работаешь. Так вот тема взаимодействия с маленьким (!!!) ребенком раскрыта полностью. В какой-то момент мы наблюдали за действиями персонажей и отчетливо понимали, что те наглухо съехали кукухой. Простой пример: одна из сцен до чертиков напугала нас, хотя в ней не было скримеров, не повышался голос и не было даже оттенка агрессии. Мы просто смотрели и офигевали. Так вот таких сцен тут несколько, но, естественно, события накаляются, и психология начинает уступать место классической для перформансов мистике, держащейся за руку с маньячкой. Перформанс представляет собой смесь сразу всех известных жанров. За иммерсивную отвечает сюжет, обилие сцен с диалогами/монологами и сама атмосфера густой драмы, повисшей в воздухе. Радует то, что история закручена и обладает несколькими довольно лихими поворотами, которые буквально ближе к концу переворачивают восприятие персонажей. Как бы по началу ты не знаешь вообще ничего. И так продолжается приблизительно до середины игры, а только лишь потом появляются подробности. Весьма интересный ход, часто использующийся в кино, когда ты узнаешь начало сюжета как бы только в его конце. Тебя тут, вообще, активно катают по американским горкам из эмоций, поскольку в разные моменты ты то сопереживаешь всем героям, то яро их ненавидишь. Затем выскакивает мистика. Громко, неожиданно, эффектно, под вспышки света извиваясь в не самых естественных позах. Появляется, исчезает. Все, как положено. Мистическая часть выражена довольно ярко, поскольку внушительный отрезок времени ты будешь хаотично перемещаться по локации, а тебя будут со всех сторон обильно пугать. Кстати, это еще одна местная фишка – нелинейность. Тут нет такого, что ты зашел в комнату, испугался, решил загадку, пошел дальше. Зачастую ты просто летишь вперед, а помещения сменяют друг друга. Это превращает восприятие локации в лабиринт, и мне сейчас действительно трудно восстановить в памяти четкую модель перемещения. А хорошо это потому, что так ты чувствуешь больше реализма, чем на классической модели игры с четким перемещением из одной локации в другую. Мистика мистикой, но есть тут герои и вполне реальные, злые, грубые. От них прямо ждешь физической расправы. Но важно понимать, что маньячка в данный момент времени не ставится во главу угла. Да, мужчины являются ключевыми фигурами этой истории, и не раз они будут гнать тебя по коридорам, пытаясь схватить и куда-то утащить. Но все-таки они не нарушают ту иммерсивную грань, о которой я писал выше. И это хорошо!
Соответственно, актерская игра здесь также состоит из 3 частей – мистика, маньячка, иммерсивка. Мистика радует не только бу-эффектами и прочими характерными проявлениями паранормальной активности, но и такой вещью, как двойные скримеры. Это когда тебя пугают, ты отворачиваешься, не успеваешь выдохнуть, как тебя тут же пугают еще и с противоположной стороны. Ввиду нелинейности перемещения ты и не знаешь, откуда каждый раз ждать подвох, что рождает саспенс. О маньячке следует сказать то, что она появится в момент, когда драматические события достигнут апогея. Когда уже ясно, что пути назад нет. И тогда игра обретает оттенки экшна. Ты вновь хаотично летишь по комнатам дома, но теперь уже спасаясь не от эфемерного зла, а вполне реального, которое всеми способами дает понять, что лучше не останавливаться. Контакт здесь предусмотрен сюжетный. Злодеи обозначают свою силу и агрессию, но все же этим не мешают ходу истории. Однако по особому желанию всегда можно попросить чуточку пожестче. Или не чуточку… Локация к этому отлично располагает. Я, естественно, не просил, а потому продолжу утверждать, что контакт гармоничен исключительно в качестве сюжетного. А вот иммерсивка… Это… Всегда прекрасно! В ней интересно то, что встречающиеся герои различны не только по образу и характеру, но и по модели взаимодействия. Например, один из них буквально на своей спине тянет всю игру. Именно с ним вы будете общаться большую ее часть и от него слышать монологи. Он же отвечает и за все развитие сюжета. На месте перепады настроения от галантного джентльмена до чего-то абсолютного противоположного. Развитие личности тоже. Да и за словом в карман не полезет, хотя перебивать абсолютно не хотелось. Не только ввиду образа, но и чтобы уберечь местную театральность от наших тупых шуток. Другой герой уже куда менее общителен, однако не исключено, что именно к нему вы проникнитесь симпатией. Да и актеру нужно отдать должное, что отыграть образ, по большей части используя жесты, дорогого стоит Внешний вид героев, кстати, можно увидеть на фото перформанса. С одной стороны - брюки и пиджак, с другой – маска и криповость. Но и то не все. Появление мистического персонажа в контексте данной истории кажется совсем уж необычном. И именно по этой причине спойлерить о нем я не буду. Суть актерской игры в том, чтобы вызывать у игрока постоянные контрасты. А еще есть интересный персонаж, который вроде как бы и живой, но не живой. И все, что связано с мальчиком, выглядит крайне крипово.
Локация тут весьма внушительная. Это несколько этажей и множество комнат, точное количество которых посчитать сейчас не представляется возможным Но поверьте, здесь есть куда пойти, побежать и заблудиться. Вы приезжаете устраиваться на работу нянями, а потому попадает в характерный жилой дом. Его убранство приближено к стилистике реализма, поскольку большинство предметов мебели являются до боли знакомыми. Здесь гостиная, детская, спальня, кухня и прочие характерные для любого жилища помещения. Но все понимаем, что если бы создатели этим ограничились, то вряд ли бы вызвали у игроков нужный вау-эффект. Его создают местные необычные локации. Например, та, в которой целая куча дверей Ты стоишь, не имеешь понятия, какую из них открыть, и что за ней ждет. Фантазия начинает прокручивать варианты, и чувство безопасности напрочь исчезает. Или комната со стеклом. Или куда более криповые помещения. Тут идут отсылки к больничной тематике и Джону Крамеру (который Пила). То есть тут и цепи, и шприцы, и кровь в ванне, крематорий и много чего еще Скорее всего, именно эти локации лучше всего и осядут в вашей памяти. Тема ловушек, кстати, раскрыта довольно хорошо. Одна особенно удалась, ведь там происходит воздействие не только окружающим пространством, но и температурой при помощи интересного механизма. Что является чуть ли не единственным случаем в истории строения перформансов! Локация активно использует высоту, поскольку тут присутствует весьма необычный переход, задействующий один из самых популярных человеческих страхов. Фишка его в том, что когда кажется, что все позади, на самом деле… Все вообще не позади! Ведь эта вещь используется даже несколько раз. Свят, Свят, Свят! Мне в таких моменты всегда как-то особенно боязно. Благодаря нелинейности, не раз вы будете оказываться там, где уже бывали. Возможно, полноценно, а, возможно, просто пробегали мимо. Отмечу еще одну мелочь. Создатели хорошо подготовились. Сюжет повествует про ребенка, а потому вы найдете его фотографии и посмотрите качественное видео, раскрывающее одну из деталей сюжета. Именно решать тут ничего не нужно, но внимательно взаимодействовать с локацией придется. Найти, применить, перебороть страх, все такое. Загадки тут не отвлекают от повествования и служат лишь для того, чтобы игрок чувствовал себя максимально причастным. Отмечу еще и звуковое сопровождение. За те проекты, которые в финале ставят бодрую песню бабушки в церкви обязательно ставят свечки.
Мы ждали, ждали и, наконец, дождались! “Новинка удалась!” – вот что я вам хочу сказать. Поэтому и идти сюда надо тем, кто соскучился по чему-то новенькому. Проект построен с уклоном на то, чтобы нравиться всем категориям игроков. Что и логично, ведь он хочет зарабатывать денежку. Здесь найдут что-то для себя поклонники драматических историй, пугающих скримеров, злобных дядек, иммерсивного взаимодействия с окружающим миром, оригинальных переходов, возможностей пустить слезу и экшна с догонялками в большой локации Примечательно то, что получилось сделать так, чтобы столь разные жанры находились в гармонии и как бы отдельности друг от друга. То есть содержимое представляет из шот, а не салат оливье. “Всему свое время” – вот девиз игрового процесса. Если собрались пугать, то будут пугать, не отвлекаясь на что-либо. А если разговаривать, то тоже займутся именно этим. Но главным образом я порекомендую любителям эмоциональных историй. Тем, кто умеет сопереживать и погружаться в происходящее настолько, что ловит мурашки, просто общаясь за главным героем и наблюдая за событиями. Именно эти люди обладают суперсилой, которая именуется эмпатия Они пропускают происходящее через себя и кайфуют, ловя целый букет разноплановых эмоций. Ну а если так не умеешь, то для тебя все равно припасено много интересного. Короче, перед нами довольно интересное сочинение на тему отцов и детей, приправленное мистикой, экшном и маньячкой.