Попробуй! Почувствуй!
Новый 2022-й год определенно получится хорошим, ведь свою самую первую неделю он начал с новинок. Да еще каких! Что если я вам скажу, что сегодняшний обзор будет на проект в самом-самом-самом редчайшем жанре квестовой индустрии? И это не городской квест и даже не ролевой. Все куда интереснее! За нашу многолетнюю историю квестом в этом жанре было всего несколько. Их количество легко считается по пальцам одной руки, а потому факт появления нового можно считать действительно событием планетарного масштаба! И говорю я о жанре под сложным названием “Морфеус”. Знатоки уже все поняли, остальным же я объясню, что игровой процесс подразумевает полное отсутствие зрения у игроков, дабы усиливались все остальные органы чувств, включая воображение. Фишка происходящего в полном погружении в заранее созданный мир без использования декораций, но и с использованием довольно мощных спецэффектов. Ты сидишь ровно (нет) сидишь на пятой точке, голос свыше рассказывает историю и локации, в которых находишься, а на осязание и обоняние происходит мощное воздействие. То есть если пойдет дождь, то ты это почувствуешь. Или если по ногам пробежит пушистый котик. При этом и хватательные навыки тоже задействованы в полном объеме, поскольку встречаемые на пути предметы абсолютно реальны и осязаемы. Но ты ничего не видишь. Воображение рисует разнообразные картинки, основываясь на информации из доступных органов чувств. Удивительный факт в том, что за счет этого погружение возникает даже куда более сильное, чем если бы ты все видел своими глазами. Без зрения ты становишься куда более внимательным и более чувствительным, как будто твои эмоции обнажили. На самом деле, описать происходящее довольно сложно. Его нужно пробовать. Я тоже, когда услышал первый раз, подумал, что это нечто странное и для фетишистов, но затем попробовал, и мне буквально открылся новый мир, сокрытый от глаз просто квестомана. Но давайте уже ближе к делу. Совсем недавно на свет появился абсолютно новый проект под названием “Тень”. Здесь все как положено в жанре, а выделяется он чрезвычайно закрученной историей, развитие которой полностью зависит от порядка действие, которые совершает команда. То есть на полном серьезе можно легко куда-нибудь не успеть. Сюжет тут мистически-психоделически-детективный. То есть вокруг творятся пугающие и абсолютно необъяснимые вещи, до сути которых необходимо докопаться. Получится это или нет – зависит от команды. Вот, например, у нас не получилось, зато сохранили свою шкуру в целости. Вы же наоборот можете раскрыть все заговоры, попутно лишившись головы. Свобода действий внушительна, а воображение позволяет оказаться в самых фантастических местах. Но обо всем по порядку.
Мест действия в этой истории будет сразу несколько. Одно из них – огромное здание. И если над землей это белоснежное привлекательное учреждение, в котором обсуждают разномастные научные вопросы – от здравоохранения до оснащения армии новым оружием, то на местных подземных этажах снуют ученые, и происходит то, что не показывают по телевизору. Их исследования важны для всего человечества, а потому каждый подходит к работе максимально ответственно. Очередной день наступил вместе с восходом солнца. Охранники на первом этаже внимательно осматривали прибывающих работников, а на минус третьем уже готовилось нечто интересное. Шестеро добровольцев загружались в герметичные камеры. Они толком не знали, что будет с ними происходить, но твердо верят в свое дело и деньги, которые им заплатят после испытание. Если все пройдет удачно, разумеется… Замок щелкнул, в камеру стал поступать какой-то газ, пока он полностью не запотела. Ученые перед монитором пристально смотрели на показатели, но… Что-то произошло. Какой-то взрыв на одном из верхних этажей… Кстати, знаете, что они изучали? Никто не знает. Однако поговаривают, что ученые пытаются перейти грань между мирами, и в подвалах есть клетки для людей. Однако другое место действия этой истории – довольно уютный бар, где компания друзей весело и шумно проводит свободное время.
Бар казался винтажным. Бармен разливал по бокалам коктейли, играла громкая музыка, девушки крутились на танцполе, мужчины придавались бильярду. Время на часах будто замерло. Однако все изменится вместе с открытием входной двери. Появившийся из нее человек… Точнее, существо резко поменяет все планы на этот вечер. Дальнейшие события описывать не стоит во избежание обмороков, но когда глаза вновь откроются, то наши герои обнаружат себя уже совершенно в ином месте. Как они сюда попали? Что происходит? У них нет ответов на все эти вопросы. Впрочем, как и о том, кто они, вообще, такие. Ох, уж этот нежданный приступ амнезии. Однако капсула, из которых с трудом получилось выбраться не говорят ни о чем хорошем. Также как и тот факт, что вокруг ни души. Компания познакомилась, внимательно осмотрела комнату, обнаружив несколько весьма полезных (по их мнению) вещей. Особенно полезной казалась, естественно, линейка. Лаборатория казалась странной, а снаружи раздавались душераздирающие крики и выстрелы, будто идет война. “Нет! Что здесь все-таки происходит?” – крутилось в голове наших героев, когда они сумели вскрыть очередной кодовый замок и двинулись по коридору вперед. Двери не реагировали. Что и логично. Вскоре им удалось достигнуть лифта. Именно он станет связующим звеном в этом безумном приключении. Несколько этажей, каждый из которых хранит свои тайны, оглушающее объявление из динамиков, нервный голос по рации. Кому они поверят? Естественно, себе! Тем более увиденное подтвердит все их самые страшны опасения. Компания твердо решила, что отсюда необходимо убираться. Но как это сделать? Вряд ли входная дверь просто открыта. Хотя этот вариант они все-таки попробуют, но столкнуться с чрезвычайно ожесточенным сопротивлением. Выстрел! Упавшее замертво тело! Будут ли они чем-то жалеть? Должны… Но нет, ведь теперь у них аж 2 пистолета. Белоснежный холл покинут. Удивительное было лишь то, что здесь нет абсолютно никаких признаков ужасов, происходящих на нижних этажах. Компания в белых робах продолжала идти вперед. Но мир вокруг решил пошутить с ними. Внезапно стены стали исчезать и… Перед глазами оказались джунгли! По веткам прыгают обезьяны, а из кустов скалится здоровенный клыкастый тигр! Что же делать? А затем… Мир снова видоизменялся. И вот по стенам расползается черная жидкость, предметы превращаются в склизких червей, желающих разорвать своими пастями плоть, холодный воздух пронизывает все тело, а из дверного проема появляется он… Оно… Нечто безликое, лишь отдаленно похожее на человека. Оно все ближе. Страх будто обволакивает все тело, а гадкая слизь капает прямо с потолка. И этот гнилой запах повсюду… Но затем, словно во вспышке света, все возвращается на круги своя. И вот наши герои уже стоят в лаборатории, а затем в кабинет начальника, пытаясь обнаружить хотя бы что-то полезное. Но обнаруживают лишь генератор и какие-то цистерны. Молоток не помогает. Приходится идти вперед и заглядывать, куда не стоит. В сырые подвальные помещения, что скрывают в себе еще большее количество тайн. Какую ячейку открыть? Что это за обезьяна? И откуда здесь люди? Смелости, конечно, ребятам не занимать. Они не только получают желаемое, но и уже даже пытаются противостоять тьме, вновь обволакивающей все вокруг. Они уже будто стали ее частью. Это способность обязательно пригодится им в важном сражении. Каком? Против которого не смогла выстоять целая рота солдат. Изуродованные тела, конечности, реки крови на полу, предсмертные слова командира, навсегда останутся в памяти. “Закругленные квадратные прямоугольники” – будут вновь и вновь повторять наши герои, уворачиваясь от пулеметных очередей. У них получится? Что именно? Явно не то, что планировалась. Еще одна смерть… Это было самозащита! Выход уже рядом! Вот он – поезд. Но разве ж фантом их отпустит? О нет! Решающий бой пройдет с явным перевесом в сторону зла. Однако это история про паровозик, который смог. Так что закончится она красивой картинкой, в которой компания людей уезжает в закат, преисполненная мыслей о произошедшем и не имеющая ни малейшего понятия о том, что им делать дальше с внезапно открывшейся, но активно их поглощающей, суперсилой.
Непосредственно, разбор квеста, наверное, хочется начать все-таки с игровой механики. Выше я написал уже достаточно неплохо, но сейчас напишу подробнее. Суть происходящего в том, что игрок сидит на мягком диване, а на его глазах не менее мягкие очки. Надо сказать, что и довольно плотные, поскольку их суть в том, чтобы полностью избавить человека от зрения, тем самым отключив его от реальности. И вот тут я хочу еще немного углубиться в значение слова “Морфеус”. По-другому этот жанр называют “Квест во сне”. И это просто идеальное описание игрового процесса. Дело в том, что происходящее чертовски его напоминает. Глаза закрыты, ты видишь исключительно ту картинку, которую создает мозг, но при этом можешь взаимодействовать с пространством и даже что-то ощущать. Но как же конкретно все происходит? Это очень сложный вопрос, на который у меня есть ответ на 20 страниц, но буду сокращать. “Закадровый” голос описывает ситуацию, в который вы оказались. Это может быть какой-то экшн-момент, где на тебя со всех сторон летит зло. Или лабораторное помещение, наполненное различными объектами. Далее команда совещается и принимает решение, как же она хочет поступить – осмотреть шкаф/убежать/взять с пола полоток и тому подобное. Естественно, вы при этом никуда не идете, поскольку все еще сидите на диване, но голос рассказывает историю, отталкиваясь именно от ваших решений, и именно они решают, как эта история, собственно, будет развиваться. В каком-то смысле происходящее даже можно окрестить интерактивной аудиокнигой, но это будет слишком грубо, поскольку возможностей тут куда больше. Выше я сказал про органы чувств, которые заметно обостряются ввиду отсутствия зрения. Это действительно так, ведь квест воздействует не только на слух, но и на осязание с обонянием. Квест под завязку наполнен разнообразным спецэффектами, задача которых – заставить игрока поверить в реальность происходящего. То есть если холодное дыхание монстра рядом, ты обязательно будешь его ощущать. А если себя как-то проявляет вода, то готовься намокнуть. Все в пределах разумного, разумеется, но производит чертовски сильный эффект. Также это касается запахов, ведь комнаты могут пахнуть по-разному, и еще целого ряда тактильных моментов, вроде появления змей и тому подобного. Ты будешь чувствовать абсолютно все важные моменты игры! Но это касается не только спецэффектов, но и действий. Дело в том, что игрок может взаимодействовать с окружающим миром не только словесно, но и тактильно. Например, у команды есть инвентарь. То есть такие предметы, как пистолет, молоток, ключи и тому подобное существуют в реальности. Их можно поднять с пола, снять с трупа или достать из куда более замысловатых мест, а потом хранить у себя до подходящего момента. Также на пути встречаются различные объекты. Тут уже спойлерить не хочется, но если вам говорят что-то открыть, обыскать или перерезать, то достаточно протянуть руку и удивиться, что этот объект реально находится перед тобой.
Благодаря всему вышеозвученному погружение достигается воистину колоссальное. Ты ничего не видишь, но полностью уверен, что находишься в заданном мире. Ты начинаешь реагировать также остро, как если бы все происходило в реальности. В моменты опасности тебе становится страшно, в моменты экшна хочется всех поубивать, а в моменты детектива твой мозг пытается осознать, что же тут происходит. Формат необычен, формат уникален, формат позволяет начать ощущать мир совершенно иначе и погрузиться в фантастическую историю. Кстати, о ней… Она здесь воистину многогранна. Наверное, это самая разветвленная и насыщенная история из всех квестов данного формата, в которые мне доводилось. Даже тяжело сосчитать, сколько же здесь вариантов развития сюжета. Аж уж количество концовок и подавно! Поговаривают, что их значительно больше 10, а то и в районе 20. Дело в том, что местный мир не статичен. И на него влияют не только действия игроков. Если ты находишься в одной части локации, то это совсем не значит, что другая будет смиренно тебя ждать. О нет! Там происходят определенные события, на которые легко можно опоздать. Приведу пример. Некоторые персонажи ждали нас на разговор. Мы к ним совершенно не спешили, стараясь сначала собрать максимум информации самостоятельно. Но персонажи были в непросто ситуации, и мы тупо к ним не успели. Время играет колоссальную роль в этом квесте! Буквально в определенный момент можно застать кого-то в комнате. А можно и нет. Сама по себе история фантастична, психоделична, детективна, мистична! Все и сразу. Давайте по порядку. Действие происходит в лабораторном комплексе, который переживает явно не лучшие времена. Здесь несколько этажей, каждый из которых представляет из себя маленький мир со своими событиями и даже настроением. Одни вполне себе соответствуют лабораторному стилю. Там кабинеты, футуристическое оборудование, колбы, шкафы, пункт охраны, холл и тому подобное. Другие же мрачны до чертиков. Там уже и расчлененка, и подопытные, и заброшенность, опасности всякие, и темнота повсюду. Довольно криповенько! Нужно отдать должное местным описание, поскольку они детальны, словно мой обзор. Описывается буквально каждый уголок, а когда дело доходит до крипятины, рассказы приобретают особую жестокость. Описывается каждый мерзкий червяк и каждый отрубленный палец. Прямо-таки бррр! Но мистичность проявляется не только в эти моменты, а проходит красной линией через весь сюжет. Дело в том, что ваш разум дает сбой, и вы постоянно попадает в абсолютно необъяснимые ситуации, когда грань между мирами словно исчезает, и вокруг появляются мерзкие существа и нечто страшное, необъяснимое. Можно даже вскрикнуть и уж точно поймать мурашки на коже. Так вот детективность проявляется в том, что ничего непонятно. Вы оказались в неизвестном месте и понятия не имеете, что тут происходит. Задача – разобраться. Или спастись. Решать вам, потому что вариативность колоссальна. На пути помог и улики, и персонажи, интуиция. Кстати, о персонажах. На пути встретится немало одушевленных героев, с которыми можно вступить в разнообразное взаимодействие. Кто-то будет пытаться вас обмануть, кто-то помочь, кто-то убить.
Всегда важно - верно отреагировать, дабы кто-то из команды случайно не умер. Такая возможность тут тоже присутствует. Ну а психоделичность проявляется в том, что мир сходит с ума. Порой вас будет заносить в абсолютно необъяснимые локации с необъяснимыми событиями. Вообще, зон тут довольно много, есть где побродить. А также присутствуют загадки. Это как сюжетные действие вроде разговора или выполнения миссии или взаимодействие с различными объектами в нужно ключи, так и логические! В некоторые моменты реально необходимо основательно так призадуматься и порешать.
Напоследок хочется отметить, что квест полностью озвучен профессиональными актерами, а потому слушать его очень приятно. Игра длится приблизительно полтора часа и рассчитана на довольно большую компанию. Вот нам вшестером было вполне комфортно. Посоветую я ее любителям жанра, поскольку он редок, и появление нового проекта лично для меня стало настоящей отрадой. А также тем, кто желает привнести в свою жизнь что-то необычное. Это уже совсем не квест! Это интерактивная история, которую ты чувствуешь всем своим телом, и которая развивается в условиях и возможностях приближенных к реальности. Абсолютно никто не знает, чем она закончится. Тут и опыты, и паранормальщина, и военные, и психи, и кровь, и экшн. Конечно, идти сюда нужно исключительно людям погружаемым, поскольку происходящее необходимо не видеть, а чувствовать. Вы будто теряете зрение, но вместе с этим приобретаете какие-то нечеловеческие возможности других органов чувств, которые переносят в фантастический мир за гранью сознания. Соответственно, поклонникам фантастики, мистики, расследований, запутанных историй и схождений с ума будет весьма интересно по нему прогуляться. Даже попугаться и покричать есть возможность. Да и просто как бы ощутить реальность без возможности зрения. Очень интересно и даже познавательно! Так мы начинаем сильнее ценить момент и своих близких. В общем… Попробуй! Почувствуй!