Иди своей дорогой, сталкер...
Я пишу, что проект является перформансом, но сразу же хочу оговориться, ведь он работает в двух версиях. Если вы любите тематику Зоны Отчуждения, но не хотите сталкиваться в ней со всякими снорками, то можно спокойно поиграть в классический эскейп. А вот если уж вам хочется чего-то погорячее, то в локации может оказаться актер, задачей которого является исключительно усиление атмосферы. В такой версии квест имеет формат эскейпа с элементами перформанса, а значит никто не будет на вас набрасываться, валить на пол и кусать, но безусловно погружение становится куда сильнее, когда ты понимаешь, что рядом бродит нечто живое. Ну или не очень… Поэтому мы и выбрали для игры именно второй вариант. Познавательная минутка в моих обзорах! А знаете ли вы что, франшиза “S.T.A.L.K.E.R” берет свое начало от повести братьев Стругацких под названием “Пикник на обочине”, которая была написана куда раньше, чем произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС? Это только потом все смешали воедино, а теперь сталкеры у нас ассоциируются исключительно с Чернобылем. О самой катастрофе можно говорить много, но я надеюсь, вы и сами все знаете. В 2000-е годы вышла серия компьютерных игр, которая мигом обрела огромное количество фанатов по всему миру, а также добавила некоей романтики и фантастичности Зоне, наполнив ее различными существами, артефактами и аномалиями. И действительно в данный момент эта тема стала чертовски популярной, ведь на место катастрофы даже экскурсии водят. Сталкеры уверены, что столкнутся там с чем-то неизведанным, а диванные искатели приключений просто грезят о подвигах, которые могли бы там совершить. Вот так вот страшная трагедия стала частью массовой культуры. Соответственно, появляются и квесты, которые дают возможность в безопасной обстановке пережить приключения на Зоне Отчуждения. Все они разные. Где-то обитатели крайне агрессивны и готовы вцепиться в игрока зубами, где-то даже экшн всякий происходит. Здесь же основное внимание уделено атмосфере, в которой игрок постоянно сталкивается с аномалиями, бродит по локациям, приближенным к реальности, взаимодействует с аутентичными механизмами и может даже встретить живое существо. Готовы? Рюкзаки собраны? Тогда запрыгивайте в “буханку”, и поехали!
“Помню говорил мне отец, чтоб я не совал свой нос на Зону. Говорил, что радиация тут проникла в каждую щель, чтобы из них потом повыползали страшные мутанты, которыми движет лишь жажда крови и тяга к разрушению всего вокруг. Проклятое это место, где опасность поджидает буквально за каждым углом. Сделаешь один неверный шаг, как смертью свою найдешь! – говорил мужчина, укутанный в камуфляж и сидящий перед костром, - Ну ты кошку то переверни! Она уже прожарилась!” И вовсе не важно, что сидел он один и общался сам с собой. Это даже не аномалия, а просто количество спирта, который он выпил исключительно в санитарных целях. Все знают об этом проклятом месте, что находится прямо в середине Европы, но почему-то находятся те, кто его не покидает, а продолжает бродить в надежде найти какой-нибудь ценный артефакт. Они даже свои города строят с барами и другими увеселительными заведениями! Вот только обычно находят свою смерть… Часто она бывает геройская в бою с монстром, но еще чаще на голову просто падает кирпич от полуобвалившегося здания. Наш герой понимал, что его душу уже не спасти, а потому каждый раз негодовал, когда мимо него проносилась очередная машина. Буквально только очередной автомобиль пролетел в сторону четвертого энергоблока. “Зря…” – сказал сталкер, отхлебывая из железной кружки ? Внутри сидела группа молодых амбициозных ребят, которые точно знали куда едут. И приехали! И провели там не один день… А затем ночью проснулись от истеричного пищания счетчика Гейгера. Он показал, что двое заражены лучевой болезнью. Сильно! Через час они либо помрут, либо сожрут своих друзей. А не исключено, что и то, и то! Благо в группе был опытный ученый, который знал, что где-то в самой глубине заброшенного комплекса велись исследования по разработке особой камеры, что может полостью высосать радиацию из человека! Но это не точно… Однако наши герои все же решили попытать свою судьбу, чтобы спасти друзей!
Команда отправилась в стены полуразрушенного здания, которое когда-то служило науке, а потом временным пристанищем для сталкеров. Да и те его уже давно покинули, ибо добрались до туда монстры… ? Но отступать нельзя! Аккуратным шагом в свете красного аварийного света ребята вошли в помещение, где каким-то чудом еще сохранилось электричество. Они огляделись по сторонам и увидели комнату, что некогда использовалась как склад (наверное). Сталкеры сразу же рванули к следующий двери, но та оказалась плотно заперта. Выбить десяток сантиметров стали не получилось, а потому пришлось искать иной способ пробраться дальше. Обыск шел настолько активно, что были обнаружены следы пребывания в этом месте самого Меченого! “Я чувствую здесь аномалию!” – сказал один из сталкеров, обнюхивая стену. И не обманул, ведь комната вела себя очень странно. “Здесь явное смещение магнитных полей!” – заметил ученый. Следом обнаружилась еще пара артефактов, которые помогли проложить дорогу. А из-за стены раздавались какие-то подозрительные звуки! Пройдя по зданию вперед, друзья оказались в настоящем баре, каким он может быть в Зоне Отчуждения… На полках горячительное, на стойке кружки, а в углу лежит какой-то мужик и что-то бормочет. В руках он держал самое дорогое – бутылку, поскольку ноги его лежали в другом углу комнаты ? Кажется, тут недавно побывали мутанты… В этом месте оказалось еще несколько аномалий, которые команда с удовольствием изучила. А затем произошло нечто страшное. Оно выскочило буквально из ниоткуда, зарычало, лязгнуло зубами и исчезло в никуда! ? “Это был снорк?” – зашепталась команда, стараясь издавать как можно меньше шума, ибо свое оружие они обронили еще где-то в коридоре. Теперь каждый шаг делали с собой осторожностью. Правда недолго, ведь вскоре пришлось прибегать к крайним мерам. Бум! И снова рычание прямо над ухом! Сталкеры бежали вперед, пока не достигли центральной лаборатории, где стояла искомая спасительная камера, куча разнообразных агрегатов с торчащими отовсюду проводами и большой макет комплекса. Ключ на старт! Вжух! И ничего не произошло… Пришлось чинить поломку. Работа закипела! ? А затем снова рычание… Может он не такой уж и злой? Может мужик только в процессе мутации? Может он даже помочь? Но это вряд ли… Обстановка накалялась. Мутанты наступали со всех сторон! Казалось, что еще чуть-чуть, и они проломят стены лаборатории. А тем временем зараженные уже стояли в камере, которая светилась, искрилась, тряслась, пыхтела. Казалось, что она сейчас взорвется, к чертовой матери! Но через пару секунд снова воцарилась тишина. Ребята вышли к друзьям, счетчик Гейгера молчал, а это значит, что поскорее надо отсюда убираться, пока все части тела на месте, ведь из дальнего коридора послышался топот десятков ног! Как они не сломали себе шею и не получили еще больше радиации? Да просто помощник вовремя нашелся! Через пару недель уже эти сталкеры сидели у костра и рассказывали молодняку истории о том, почему приходить в Зону плохо…
Этот проект порадовал нас своей атмосферой. И сейчас я не говорю про декорации, загадки или игру актера в отдельности, поскольку именно вместе они создают у игрока ощущение, что он действительно попал на зону в таком виде, в котором ее обычно показывают в приключенческих фильмах/сериалах или компьютерных играх. Квест дает себя почувствовать себя этаким матерым сталкером, который движется вперед, знает, что он делает, изучает аномалии с артефактами и попутно совершает несколько героических поступков. Дело в том, что здесь довольно активно развивается сюжет. То есть вы не просто приходите на Зону, а имеете четкую миссию, к выполнению которой приближаетесь с каждой решенной загадкой и выполненным действием. В каждой комнате как бы происходит цепочка событий, которые в конце складываются в общую картину ? Именно благодаря этому, ты ощущаешь реализм происходящего вокруг. Стоп! Вы вообще знакомы со стилистикой фантастического мира, созданного на базе чернобыльской катастрофы? Он использует абсолютно реальную атмосферу заброшенного города, но при этом населяет его выдуманными мутантами, артефактами и тому подобным. Квест выдержан как раз в таком стиле. Вам точно знакомы все окружающие предметы, приборы, да даже оформление стен кажется таким до боли советским. Более старшее поколение это все прекрасно застало, но и молодое может увидеть, придя на какой-либо завод или госучреждение. Но в то же время локация кажется именно фантастической, потому создается атмосфера, которой в реальности быть никоим образом не может. Где-то рядом бегает мутант, везде чувствуется воздействие радиации, а действия, которые необходимо совершать команде, заставляют подумать, что будущее смешалось с прошлым. Создателям удалось четко поймать тот самый дух приключений сталкеров, который и полюбился миллионам. Несколько гнетущая атмосфера, в который есть только ты и практические вымершее пространство вокруг, но при этом наполненное событие. Чего стоит только местная концовка, в которой благодаря спецэффектам достигается напряжение и даже эпичность, что происходит нечто масштабное.
Выше я упомянул, что здесь существует версия, когда в локации появляется актер. Поскольку изначально квест строился именно, как эскейп, то следует понимать, что главенствует тут все равно решение загадок в красивой локации, а актер лишь усиливает погружение игрока и делает эту историю несколько более реальной ⚠ Одно дело, когда ты просто бродишь по антуражным комнатам, даже если они оформлены довольно мрачно, и совсем другое, когда в них еще и присутствует нечто живое, непонятное и страшное. Здесь актерских появлений совсем немного, почему этот формат игры и носит название “эскейп с элементами перформанса”. Однако именно благодаря этому, проекту удается создать некий саспенс. Ты уже видел этого снорка, знаешь, что скорее всего он где-то рядом, а потому находишься в напряжении, что он вот-вот появится. Но мутант не спешит это делать, а ты продолжаешь озираться по сторонам, предвкушая, что существо окажется прямо за плечом ? То есть ты сам добавляешь страх в те моменты, где его даже нет в сценарии. Но именно ужастиком я данный проект тоже не назову, поскольку актер не старается именно напугать, да и по жанру это скорее триллер. Где-то ты все-таки вскрикиваешь от неожиданности, а где-то выходишь в прямой контакт, во время которого можно даже немного пообщаться, ибо местный герой мутировал еще не до конца. Естественно, ни о каком (даже мельчайшем) физическом контакте здесь речи не идет. Если идешь сюда с актером, то важно понимать две вещи. Во-первых, не стоит ждать ужасного ужаса. А во-вторых, все-таки это уже не будет простым эскейпом, ибо атмосфера все-таки станет давить, а мозг начнет думать куда медленнее. Но стоит отметить, что мешать решению загадок никто не будет, ибо не самые простые. Появляется персонаж именно в моменты, когда небольшой перерыв.
Техническая сторона у проекта тоже довольно сильна. В этом он даже превзошел наши ожидания. Комнат чуть больше, чем на классическом эскейпе и даже имеется необычный переход между ними, который вкупе с игрой актера пролетается на одном дыхании. Каждое помещение представляет из себя часть заброшенного комплекса, которую ныне обжили сталкеры. А некоторые и не обжили. На первый взгляд, можно даже подумать, что декораций довольно мало, но если задуматься о теме игры, то можно понять, что создатели действительно прорабатывали здесь все, поскольку даже пол весьма аутентичный для данной истории. Здесь вы попадаете, как в стены покинутой лаборатории с кучей разнообразной техники, так и в бар, который на руинах возвели местные обитатели. Возможно, именно эта локация является наибольшей отсылкой к серии игр и сильнее всего подчеркивает, что вы именно сталкеры, который бродят где-то по просторам Припяти, пораженной радиацией ? Предметов довольно много. Повсюду следы некогда великой цивилизации – всякие приборы, провода, рубильники, кнопки, каски, автоматы, камуфляж, бутылки, бочки, предметы мебели и тому подобное. И все не просто лежит в комнате, а собрано в определенную композицию. В этом антураже особенно красиво смотрится макет Чернобыльской АЭС. И в то же время имеются отсылки уже к фантастике вроде артефактов и аномалий, которые они порождают. Это в основном проявляется в загадках, но смотрится довольно эффектно, особенно когда законы физики для тебя являются чем-то неизведанным. Ты такой – “О! Вау! Как это оно так работает?” ? Квест имеет весьма хорошую техническую начинку. Все местные механизмы представляют из себя вроде бы тоже знакомые предметы, но которые работают на какой-то своей волне. Вроде бы перед тобой обычный сейф? Ан нет! Открывается он совсем необычным образом. Или ты уверен, что знаешь, как поступать с противогазом? Ну почти… Радует, как создателям удалось совместить вполне реальные вещи и тематику Зоны Отчуждения. Однако при всей необычности, загадки умудряются сохранять реализм и логичность. То есть ты совершаешь действие и допускаешь, что в мире сталкеров оно вполне себе может иметь место, поскольку они абсолютно логичны для сюжета. А уж когда в концовке целый здоровый механизм запускаешь в стиле героев кино, то вообще душа радуется. Кнопка, рубильник, вжух, бум, и оно начинает шуметь! Кстати, спецэффекты тут тоже имеются, ведь некоторые вещи буквально оживают – светятся, гремят, вспыхивают, трясутся. Удивлен я был тем, что ребята придумали целый механизм для создания ударов в стену. Очень необычно и многое говорит о подходе к строительству! Квест нельзя назвать сложным, особенно учитывая, что он по большей части рассчитан на инженерную логику, ибо надо работать с различной техникой. Но ничего заумного! Даже встретив азбуку Морзе, не надо сразу начинать плакать, возможно, не все так плохо. Есть задания на внимательность, есть на взаимодействие с техникой, есть на командную работу, есть на смекалку, а кое где нужно скорее просто смотреть на эффект, от совершаемых действий.
Естественно, первым делом я советую квест всем, для кого слово “Сталкер” является не просто знакомым, а чем-то романтическим. Кто любит тему катастрофы на Чернобыльской АЭС. Немножко дико звучит фраза, но вы поняли. Данный проект очень хорошо справляется с передачей духа первоисточника. Заброшенные помещения, в которых видны следы цивилизации, что возвели на руинах. Этакий постапокалипсис по-российски. Есть тут и гнетущая атмосфера, поскольку то со светом перебои, то монстр скребется, то вообще в комнату влетит. А вот влетит или нет, зависит исключительно от вас, поскольку можно выбрать версию, как с персонажем, так и без. Но даже если вы выберете вариант с перформансом, то надо понимать, что все равно главенствовать будет атмосфера, а не местный герой, а посему можно наречь проект триллером и сказать, что сюда возможно даже запустить подростков без шанса, что после придется отмывать пол от их кирпичей. И в то же время посоветую квест еще и любителям технических задачек, ибо тут для ваших рук будет настоящее раздолье. И покрутить, и понажимать, и воспользоваться проектором, и пострелять, и покачать, и взорвать, и спрятаться от эффектов. Так что на протяжении игры сохраняется определенная динамика от того, что ты не просто загадки разгадываешь, а именно выполняешь действия, вписанные в атмосферу и важные для сюжета. Действительно проект превзошел мои ожидания, ибо я ждал от него этакой крепкого середнячкового эскейпа (с элементами перформанса), а он сумел нас закрутить в целом вихре событий и эмоций.