Она хитрая и быстрая,
Для парней она опасная
Снизу рыба серебристая,
Сверху девушка прекрасная
Эй, слышь! Сюда сел, рассказывать буду про перформанс, о котором тебе просто необходимо знать. Во-первых, это максимально горячая новинка. Во-вторых, это “Русалка”. Квестовых злодеев можно условно поделить на несколько типов – Мертвечина, Маньяки/Психи, Демоны, Зомби и тому подобное. Проекты стремительно пополняют их ряды новыми представителями. Но неужели злодейский круг замкнулся? Нам нужна свежая кровь! И вот удар хвоста по воде, и из глубины выплывает она… Я думаю, никто не ожидал, что он когда-либо в своих приключениях столкнется именно с русалкой. Да как это вообще можно реализовать? Ведь ей, как минимум, нужен водоем. Когда еще на этапе строительства создатели показали мне сценарий, в голове возникла целая масса вопросов… А она будет плавать? А под воду утаскивать? А краб споет? А если без шуток, то тема чертовски оригинальная и разительно выделяется из общей линейки страшных перформансов. Но перед началом обзора немного теории. Как бы мне не хотелось травить миллион шуток про диснеевскую “Русалочку”, делать я этого не буду, поскольку с ней проект из общего имеет разве что рыбий хвост. Ундины – мифологические существа, которые издревле своими прекрасными песнями и ликами соблазняют путников, чтобы увести их в морскую пучину. Кстати, русалок относят именно к восточнославянской мифологии, так что существа эти исконно наши. Персонаж этот отрицательный, но обладает таким невероятным шармом, что тянет к нему прикоснуться. Подобным шармом обладает и данный проект. Это страшная история, основанная на русском фольклоре, которая одновременно пугает своими спецэффектами и манит своей мистически-сказочной атмосферой, что создается при помощи шоу и чертовски красивой локации.
“А вы слышали истории про морских дев, что поют морякам песни, дабы увести их корабль на рифы?” – седовласый мужчина сидел за барной стойкой и травил истории. Он говорил, что живут русалки не только в морях. Частенько их видели в обычных озерах по типу того, что находится тут недалеко в окрестностях небольшой деревеньки. “Мужик, ты больной? XXI век! За окном Wi-Fi, а молодежь волнуют только их экзистенциальные кризисы” – ответил ему бармен, уставший от россказней заядлого пьянчуги. Историю успела услышать компания ребят, и уже через час друзья сидели на берегу с удочками. Они из староверов… Рыбачить любят, отложив телефон в сторону. Час сидят, два сидят. Тишина… Ни одной поклевки. “Да она что вся вымерла что ли?” – парень в сердцах бросил свою удочку на землю. И будто ответом ему где-то вдалеке раздался гром. Водная гладь словно замерла. Но, вдруг, в камышах что-то шевельнулось. “Хитрая засранка!” – еще более раздосадовано сказал парень, ведь с неба начали падать крупные капли дождя, и пора сматывать удочки. Ребята покинули берег озера, направившись в сторону дороги. Стоило им уйти, как из воды показался лик прекрасной девушки… Наши герои пробирались через чащу, но природа словно преграждала им дорогу. Стемнело молниеносно, а где-то впереди со скрипом упало дерево. Как же все-таки повезло, что сумели они случайно набрести на небольшую деревушку!
“Открывай! Дождь льет! Пусти погреться усталых рыбаков!” –бесцеремонный стук в дверь разбудил хозяина дома ? Мужчина заковылял к двери, за которой стояли 4 насквозь промокших человека. “Заходите! Заходите! У меня тепло! Чаю вам налью! Я Степан, кстати” – заковылял он в глубину своего дома. Ребята сели в теплой комнате, вдохнули приятный запах дерева, смешанный с ладаном, а затем стали вести беседы светские с хозяином. Кажется, он не в себе, ведь от волнения его речь то и дело сбивается, а мысли путаются. “А я тоже рыбак! Но вы на озеро не ходите. Там недавно девушка утопла. Теперь вещи странные рассказывают!” – неожиданно выпалил мужчина, и его руки задрожали. Зря он это сказал… Ребята выпили водицы колодезной, но на месте им не сиделось. Казалось, что они слышал песнь где-то вдалеке. Друзья решили, что негоже им сидеть во времянки и тихонько пробрались в сам дом. Ох и красота тут! Соленья в банках, овощи на полках, снасти рыболовные. Сети, динамит… Шучу! И тут в темноте промелькнул силуэт девушки в платье белом русском. От страха ребята закричали так, что навлекли на себя гнев хозяина, который будто видел их в первый и едва не в последний раз… “Степа! Степа! Это мы!” – кричали наши герои. Странные дела тут творятся. Теперь они уже боязливо озирались по сторонам. И снова этот пронзительный крик буквально из ниоткуда! Сердце ушло в пятки, а пятая точка упала на пол деревянный! Страшно! Вспышка молнии осветила комнату через окно. Глянули в него ребята, да так и обомлели, увидев средь густой лесной чащи озеро. Не далеко они ушли… Над ним стелился туман, а водная гладь будто манила заглянуть в свое отражение… Тихо ребята ступали по мокрой воде, а затем остановились, как вкопанные. Где-то там, где озеро сливается с лесом по воде ударил огромный рыбий хвост. Не поверили они глазам, но затем во вспышке молнии увидели ее… Прекрасную деву, что буквально выросла из водной глади. Ее движения так грациозны, что взгляд не отвести. А эта чешуя лишь придает ей еще больше шарма. У одного из друзей даже закапала слюна. Она манила его. Ближе. Еще ближе… Казалось, что он не слышит больше никаких голосов кроме ее. “Я тебя люблю!” – тянулся он к воде. Но блеснули во мраке ночи ее острые зубы! Клац! Еще бы секунда… Бросились друзья прочь, но она преследовала их по пятам, будто зная, что они задумали. Хотя они этого еще сами не ведали! И даже стены дома не спасали от ее взора. У нее что, отрасли ноги?! Вскоре они поняли все… Свечи вспыхнули! “В голову! Целься в башку!” – эхом разлеталось над озером. Но… Сам природа восстала против тех, кто нарушил ее баланс. Лес буквально сомкнулся пред ними! Она рядом! Она повсюду! Лишь чудо помогло спастись. И вроде бы история закончилась хорошо, но почему где-то на берегу так горько плачет Степан…
Божечки кошечки, как же это было красиво! Да, страшно! Да, кричали! Но как же, черт подери, прекрасно с эстетической стороны… Причем осознаешь ты это уже после игры, так как во время прохождения пугаешься и пытаешься вжаться в угол, но глаза навсегда запомнят местные сцены, ибо где ты еще русалку в реальности увидишь?! И не такую, которую я видел в московских саунах, а настоящую, фольклорную, страшную и одновременно прекрасную! Если зачастую на перформансах стало модно удивлять зажравшегося клиента игровым процессом, то здесь создатели удивляют самой идеей. Тем, какого героя они решили сделать главным антагонистом. Я уже говорил, что, если ходить много на ужастики, то постепенно понимаешь, чего можно ожидать от того или иного типа злодея, но русалка… Что с ней вообще делать, и главное, что она будет делать с тобой? Мало того, что тему, у которой нет вообще никаких аналогов, всегда реализовать довольно непросто. Так еще и подобную, где сама суть героя тесно связана с водой… Так вот она тут имеется в полной мере. Сразу отвечаю на главный повисший в воздухе вопрос – “Нет! Окунать не будут!”. Все-таки это красивое шоу, а не экшн-игра. Конечно, если самому не напроситься… Локация вообще является одной из главных фишек проекта, но о ней я напишу чуть позже. Сейчас скажу лишь то, что у ребят получилось воссоздать в локации озеро, которое кажется настоящим. Особенно когда сидишь на его берегу и понимаешь, что не видишь его конца, что теряется где-то в ветках деревьев, как, впрочем, и дна. И потолка, ведь над тобой лишь черное небо… А где-то там плавает она… Порой ты ее видишь/слышишь, а порой лишь всплески воды и смех тревожат твою психику. Наверное, это и есть главная фишка проекта, которая имеет масштаб всей индустрии, ведь никто и никогда подобного не делал. Русалка тут плавает! А все остальное – спойлер. И если в иные моменты игра полностью соответствует всем мистическим канонам, то тут уже даже не знаешь, как себя и вести. Атмосфера подобно русалке завлекает тебя в пучину страха. Ты замер, ты хочешь сбежать, но не делаешь этого, ведь красота перед глазами так и манит… По своему жанру проект является страшной сказкой, где красивые сцены чередуются с откровенно пугающими. Да и даже эти самые красивые все равно таят в себе подвох, ведь у русалок прекрасен лишь лик, а душа темна и зубы остры. Я не раз ловил себя на том, будто попал в фэнтезийное кино. С разницей, что персонажи совсем не добрые. Тебе одновременно и страшно, и интересно, поскольку атмосфера мистики будто обволакивает пространство воздух. Но мистики не совсем в том понимании, что мы привыкли видеть в современных ужастиках, а фольклорной, когда мурашки бегут по телу уже от осознания самой ситуации, а эффекты лишь увеличивают их количество.
Это вообще крайне качественная реализация именно фольклорной русалки. Это не радушная дева, кою часто нам показывают в кино. Это весьма злобное существо, встреча с которым никогда не сулит ничего хорошего ? Но тонкость в том, что образ должен быть и пугающим, и привлекательным одновременно, ведь это искусительница мужского пола, которая имеет лишь злые намерения. С чем ребята здесь прекрасно справились. Ты как бы боишься, но при этом хочешь потрогать ее хвост. Персонаж получился довольно эффектным и запоминается надолго. И зубы, и грим, и внешняя красота, и поведение, и хвост… Кстати, она еще и говорящая. Я очень много сказал о самой русалке, но важно понимать, что игровой процесс не держится целиком на ней. Дело в том, что местная история построена таким образом, что зло обитает не только в воде, но и на суше. А поскольку вы все-таки перемещаетесь по сухопутным локациям, то будете встречаться с антагонистом и несколько в ином обличье. Здесь игра становится 100%-ой мистикой, заставляя вас кричать от неожиданных скримеров, кои, к слову, порой чертовски эффектны и необычны. Порой зло появляется буквально оттуда, откуда никак не ждешь. В один момент я аж на пол свалился. Но в то же время нашлось место и интерактивной части. Актеров тут вообще куда больше, чем может показаться на первый взгляд. Есть здесь персонаж, который прекрасно отражает образ этакого деревенского дурачка. Его простота создает комфортную атмосферу начала игры и даже становится мила твоему сердцу. Но не все с ним так просто… Не стоит думать, что это лишь встречающий герой, поскольку он играет немаловажную роль в самой легенде, да и появляется не один раз. Образы актеров подчеркивают то, что события происходят в России. Это проявляется, например, в характерной традиционной одежде. Но при этом в современности, о чем говорят предметы в локации и сама история. Соответственно, физического контакта здесь тоже ждать не стоит, поскольку проект все-таки является мистикой. Хотя местами для пущего реализма… Впрочем, не важно!
О том, что дело происходит в нашей стране, говорит и локация. Это вообще одно из наиболее детально-проработанных игровых пространств, что мне доводилось видеть на перформансах. В комнатах проработан каждый угол, включая пол и потолок. В них огромное количество мелких деталей, придающих пространству реализм – рыболовные снасти, сети, домашняя утварь, посуда на полках, колодец, лодка, хозяйственный инвентарь, печь в центральном углу, на которую так и хочется завалиться, закрытые банки с вкусностями и даже настоящие овощи. А еще плавучая живность. Куда же без нее! И я сейчас не про русалку! А живность в локации – это, как известно, всегда фишка хорошая. Видно, что сил и времени вложено очень много. Локация представляет из себя несколько деревянных домов, близлежащие к ним к постройки и, конечно, озеро. Так вот, находясь в доме, ты действительно веришь, что это дом, поскольку все вокруг тебя деревянное, есть окна и тому подобное. Соответственно, и запах тоже имеется, чтобы в происходящее верили не только твои глаза, но и нос. В каждой локации свой соответствующий интерьер, ведь где-то хозяин живет, а другие использует для поддержания хозяйства. Времянка, амбар и тому подобное. Надо также отметить, что квест расположен на нескольких этажах. Благодаря детальности оформления, кажется, что тут реально живут. Ну я бы, например, жил! Редко на перформансе можно встретить подобное оформление, ведь зачастую огрехи скрыты темнотой. А тут красиво и при свете. Свет, кстати, тоже сделан так, чтобы соответствовать атмосфере. Конечно, ваше внимание будет приковано к озеру. Вода в локации – всегда штука сверхъестественная (учитывая поведение игроков), а в таком исполнении и подавно. Оно внушительных размеров, и даже кажется, что не видишь его края. Так вот это не просто наполненный водоем. Все оформлено таким образом, чтобы складывалось впечатление, будто находишься на опушке леса – на берегу растет трава, камыши, в воде кувшинки плавают, а вокруг ветки деревьев, которые как бы скрывают очертания водоема. Понимаете, да? Создатели настолько запарились, что даже траву воссоздали. Технические спецэффекты тоже присутствуют. Некоторые из них являются скримерами, а некоторые наполняют атмосферу магией, ибо рационально произошедшее не описать. Так сложилось, что я редко обращаю внимание на музыкальное оформление. Что уж там, я вообще часто забываю все, что слышал 5 минут назад. Но в этот раз музыку я запомнил, ибо она явилась еще одним кирпичиком который создает мистическую сказочку атмосферу. Без нее местные сцены воспринимались бы совсем иначе ? “Загадки? Что там загадки?” – кричишь ты. Слышу! Слышу! Они тут есть. Естественно, это не логические цепочки, но кое что поделать своими руками тут придется. И не раз. Эта моторика воздействует на еще один человеческий орган – осязание, который помогает заставить игрока поверить в происходящее. То есть тут несколько раз необходимо проявить ловкость рук в обращении с одним из характерных для деревни механизмов. Интересно, что переходы между локациями здесь обороняют именно они, а не замки. Ну и, конечно, без внимательности никуда. Да и командная работа тоже пригодится в паре моментов.
Редкий представитель исконно-русского перформанса. Русская деревня, русский фольклорный мистический злой персонаж, русский дух в воздухе, в конце концов. Не так что появляются проекты, затрагивающие стилистику нашего народа. Да еще и делающие это настолько качественно. Мой внутренний эстет вообще ликовал, поскольку проект покоряет своей эстетической красотой. Зачастую на мистике долбят скримерами, ты визжишь, аки хряк, падаешь на пол, рыдаешь, собираешь углы и выходишь довольный. Но здесь бу-эффекты резкие разбавлены бу-эффектами залипательными, когда тебе страшно, но ты орешь – “Ааа! Бл@! П@здец! Что происходит?! Пожалуйста, продолжай!” Перформанс для тех, кто любит глазами. Кто хочет увидеть шоу, сцены, которые одновременно и страшные, и чертовски залипательные. Короче, для тех, кто ходит на мистику за ощущением пребывания в страшной сказке ? Ты понимаешь, что история будто сбежала со страниц книги, но от того еще больше хочешь в нее верить. Как-то сегодня чрезмерно романтически получается у меня описывать проект, но, наверное, это одна из тех эмоций, которая родилась во время игры. Я думаю, многие из нас согласятся, что качественный страх может быть крайне романтичным… Ну а вообще я считаю, что все предыдущие слова излишни, поскольку можно просто сказать, что здесь в локации плавает настоящая русалка, которая активно пугает! Эта фраза, как нельзя лучше, описывает игровую суть. Такого еще не было и вряд ли будет! Но я все же подчеркиваю тот факт, что и остальные стороны проекта сильны, ведь здесь до мелочей проработанная локация, интересная история с неожиданной развязкой, обилие спецэффектов (включая необычные), а также возможность для интерактива. Да и загадки вписались ? Любителям мистики к прохождению обязательно! Здесь есть где покричать и испугаться. Любителям русалок тем более! Ну а всем остальным я категорически советую увидеть шоу, аналогов которому нет, как в индустрии квестов, так и вообще где-либо.