Часики то тикают!
Внимание! Внимание! Сегодня я поведаю вам про новинку, которая буквально переворачивает вверх дном формировавшийся годами игровой процесс эскейпа. Хотя местные квесты уже тяжело назвать этим словом. Использую исключительно для упрощения понимания. После игры у каждого из нас был только один вопрос – “А что так можно было?” Казалось бы, что можно изменить? Ты разгадываешь загадки в заданной атмосфере, чтобы добиться какой-либо конечной цели. Разглядываешь локацию, находишь игровые предметы и работаешь своим серым веществом. И тут мы наткнулись на “Брейн Хантер”… За год открылось всего лишь несколько эскейпов. Я даже задумался, а не закат ли это прекрасного жанра? Но сегодня понимаю, что ожидание того стоило! Как говорил мой дед, сидя в туалете, лучше 1 раз, но крупно, чем 10, но по чуть-чуть! Данный проект представляет из себя остросюжетный детектив с историей, в которой можно разглядеть отсылки к знаменитой кинофраншизе “Пила”. “Но разве детектив – не самый спокойный жанр квеста, где надо просто сесть на стул и изучать улики?” – спросите вы. Когда-то я бы и сам задал этот вопрос, но теперь могу смело сказать, что здесь получился один из самых динамичных эскейпов, которые мне доводилось проходить. Динамика заключается не в какой-либо физической активности, а в том, насколько быстро крутятся ваши шестеренки в мозгу, и какие эмоции рождаются. Сердце бешено стучит, ты с криками бегаешь по комнате, вырываешь что-то из рук из друзей в порыве азарта. А все почему? Потому что у каждого задания есть таймер… Что означает вариативность хода сюжета и концовки. По сути, все команды выполняют одни и те же действия, но эмоциональное настроение у каждой будет разное, в зависимости от успеха или неудачи. Да! Это первый эскейп, который можно пройти, не решив ни одного задания. Интересно? Тогда читаем мой рассказ!
Молодой человек проснулся и ощутил резкую боль в голове. Пытаясь схватить ее рукой, парень понял, что надежно пристегнут к замысловатому и страшному механизму… Проснулась и красивая девушка, лежащая на грязном полу похожего на лабиринт подвала. А еще один мужчина очнулся, когда крупная капля воды упала ему на лоб. Кто они? И как они связаны с одним из самых опасных и непредсказуемых преступников современности известным, как Паук. Никто не видел его лица, скрывающего под белой маской. И никто в истории так ловко не уходил от полиции. Все изменилось, когда под началом ФСБ была запущена операция “Капкан”. Ее цель - выжечь всю паучью паутину, а только потом поймать главаря, когда ему будет уже некуда бежать. И вот все его счета заблокированы, подельники пойманы, и пути отход перекрыты. По информации, полученной в ходе допросов, стало ясно местоположение одного из тайных убежищ Паука. Для выполнения задачи по поимке безумного гения была собран отряд лучших оперативников, что могло предложить ведомство…
Преступник позаботился о системе защиты, в лучших традициях преступных умов из кино. Но справиться с ней не составило никакого труда. Команда еще не понимала, в какую игру их затягивает этот безумец… “Вы думаете, что перехитрили меня? Загнали в ловушку? А может быть это вы попали туда, куда хотел я?” – раздался мужской голос. А затем одна из стен превратилась в большой экран, на котором можно было воочию лицезреть Паука. Он далеко отсюда, но дальнейшие слова заставили занервничать. Точнее увиденное… “Жизнь этого человека в ваших руках. Вы можете его спасти, а можете убить…” – продолжал свой монолог безумец ? Ребята вспоминали все, чему их учили в школе, лишь бы не дать психопату совершить страшное. Их пульс участился, ведь неверный ответ мог означать смерть невинного человека! Но он не останавливался. Еще один преступник, по мнению Паука, и невинная жертва, по мнению всех остальных, появился на экране. “Ваше время пошло!” – будто бы вынес приговор все тот же мужской голос. Он оставил подсказки, чтобы эта игра была честной. Ребята кинулись к замысловатому механизму, пытаясь разобраться в его работе. К моменту, когда сделать это все-таки получилось, половина драгоценных минут уже буквально утекла… Но, черт подери, какая же комбинация? Тик-так, тик-так… Очередная жизнь, очередная игра… И снова сердце бешено стучит от ответственности. Наши герои начали спорить друг с другом, вырывать вещи из рук, ведь каждый точно знал, какое решение правильное. Порой им не хватало буквально пары секунд, но кого-то все же спасти удалось. И тогда злодей решил повысить ставки… Ответственность, упавшая на плечи оперативников, едва не сломила их. Мысли путались, мозг не мог построить даже простую логическую цепочку, взаимопонимание резко исчезло. “Неужели, это конец?! Не может быть!” – кричали они, нажимая какие-то кнопки и не понимая, что попались в паутину, которую продолжал плести Паук. Переиграл ли он их? Возможно… Но на связь вовремя вышел штаб! И вот в новостях говорят о каких-то сотрудниках ФСБ, что пожелали остаться не названными, ведь 8 глаз будут смотреть за ними даже из тюрьмы…
Эскейп, который вызвал куда более сильные эмоции, чем те, что порой возникают на квестах с актерами. Я не спроста использовал слово “остросюжетный” в кратком описании этого проекта. Игроку не дают расслабиться с самого начала и до самого конца, ведь каждая упущенная минута может стоить вам загадки, следовательно, и определенного сюжетного события, которое зачтется либо в плюс, либо в минус. Я думаю не будет спойлером, если скажу, что игровой процесс имеет много общего с фильмом “Пила”. Но страшные вещи происходят не с вами, а с людьми, жизнь которых зависит исключительно от вас. Это даже производит куда более сильный эффект, ведь тебя вряд ли тебя убьют на квесте. А вот когда понимаешь, что от твоих действий напрямую зависит хорошо закончится история или же плохо, то появляется чертовски сильный азарт, ибо проигрывать совершенно не хочешь. Игра как бы состоит из нескольких сюжетных эпизодов, каждый из которых, в свою очередь, разделен на загадки. То есть в определенный момент игры у тебя имеется четкая цель, но вот чтобы достичь ее, необходимо разобраться в нескольких головоломках. Да еще и сделать это за отведенный промежуток времени, который визуально отображается в виде таймера. Справился? Молодец! Не справился? Все равно едем дальше! Сюжет летит вперед, предлагая игроку вовремя в него влиться, чтобы попытаться изменить плохое развитие событий на более благоприятное. Знаете, бывают такие компьютерные игры, где можно принимать выбор, от которого история будет развиваться по разным сценариям. Но даже от неверных решений она все равно будет развиваться. То есть проиграть нельзя. Можно лишь получить плохую концовку, досмотрев все до конца. Своим игровым процессом этот квест мне напомнил именно их ? Вы можете… Нет! Вам нужно решать загадки! И делать это быстро. Легко можно не успеть решить некоторые из них, но игра не остановится. Вам просто покажут, что вы косячные, и плавно переведут в следующий фрагмент. А учитывая сюжетную подоплеку и то, что это детектив, то эти маленькие поражения воспринимаются крайне эмоционально. И вовсе не потому, что тебе обидно, что квест тебя переиграл, а потому, что ты сопереживаешь героям, которых видишь визуально, благодаря местной технике. Квест создает ощущение, что в локации вы находитесь не одни, поскольку с вами либо этот псих общается, либо его жертвы. Своими криками и фразами они подливают масла в и без того довольно напряженную обстановку. Все это “общение” происходит через мониторы и экран. И вот вроде бы с вами разобрались, что тут “Пила”, ловушки, спасение, тикающий таймер, азарт и адреналин. Но и это еще не все, что можно обнаружить в данном квесте! Дело в том, что это еще и детектив, поскольку в процессе решения загадок нужно постоянно думать, что, зачем и почему. Некоторые задачки так и вовсе будто бы сбежали из какой-то детективной игры, где нужно среди подозреваемых определить нужного, используя лишь найденные улики. Также здесь пригодится много внимательности. Но это не значит, что придется искать ключи за плинтусами и кнопки на потолке. Вы находите различные вещи или видите события, которые желательно держать в своей памяти, ведь в какой-то момент придется вспомнить все, что было и сопоставить друг с другом. Квест как бы дает почувствовать себя детективами (или оперативниками) из остросюжетного фильма, которые вроде бы башкой много думают, но при этом умудряются решать задачи мирового масштаба в режиме постоянной нехватки времени. Этакий эмоциональный экшн, когда ты кричишь, то от радости, то от неудачи, то от азарта. Ну и вы уже поняли, что сюжет активно летит вперед, подкидывая все новые события. Ты летишь по нему и в какой-то момент веришь, что это точно конец. Ан нет! Ведь здесь происходит сразу несколько сюжетных поворотов.
Квест от и до напичкан различной техникой, причем многое я увидел впервые. Что-то задействовано в загадках, а что-то создает атмосферу. Тут и куча шайтан-гаджетов, и симуляция камер наблюдения, и компьютерные программы, созданные для квеста, и внушительные агрегаты, целиком представляющие из себя головоломку. Вы попадаете в логово безумного преступного гения. Как вы его себе представляете? Нет, это не заброшенный подвал. И нет, это не царские хоромы на вершине небоскреба. Это такое многофункциональное современное помещение, где есть и кабинет, и склад. Здесь очень чисто, нет ничего лишнего, но в то же время полно различной непонятной, на первый взгляд (да и на второй), техники ? Комнат тут столько, сколько и положено иметь проекту данного жанра. Поскольку квест можно отнести к жанру детективно-шпионских, то и декорации у него соответствующие. Много современных предметов интерьера, компьютеры, мониторы, шкафы, карта на стене, а также различные гаджеты, которые необходимо применять. Но все равно, ни в коем случае, нельзя назвать пространство обычной комнатой. Видно, что прорабатывались декорации довольно детально, чтобы соответствовать тематике, ведь в определенный момент даже планировка комнаты может пригодится в расследовании. Так что играет здесь абсолютно все, что встречается на пути. Именно поэтому перед игрой говорят, что внимательность – едва ли не самое важное качество, которое необходимо для успешного прохождения. Здесь пригодятся даже те предметы, которые вы сначала будете отбрасывать со словами – “Что за фигня? Она точно не может никак сыграть”. Необходимо отметить медиа-оформление проекта. В квесте используется довольно большое количество различных видеофрагментов. И все они сняты специально для этого квеста. На некоторые ты внимательно смотришь, другие же просто играют фоном. Суть в том, что видео идет даже тогда, когда ты решаешь загадки. Благодаря ему, и создается то самое ощущение, что локация не пустая и в ней есть кто-то кроме вас. Многие медиа-фрагменты активно участвуют в загадках. Как это проявляется? Сразу в нескольких случаях видео – это и есть загадка, которую нужно решать. То есть смотреть, искать на нем что-то, будто бы ты заправский полицейский. А в одном случае на ход видео можно еще и влиять самому! Честно говоря, понятия не имею, как описать местные загадки, поскольку их основная масса (90%) не повторилась с тем, что нам доводилось встречать на квестах ранее. Тут просто взяли и придумали новые виды заданий! Все они представляют из себя взаимодействие с техническими механизмами, но в то же время являются разноплановыми. Где-то пригодится классическое логическое мышление, с целью понять нужную последовательность. Где-то реальные жизненные знания. Где-то ловкость рук (не раз). Где-то смекалка и внимательность. Где-то дедуктивный метод определения подозреваемого с использованием передового полицейского оборудования (не буду спойлерить) или, опять же, внимательности. А где-то умение быстро разобраться в работе непонятного механизма. И он, в свою очередь, может быть непохожим ни на что вообще. От того особенно удивляешься, когда работать начинает. Причем даже те самые логические цепочки здесь поданы весьма оригинальным образом, поскольку тебе необходимо решить определенную головоломку. Впечатлило наличие голосового управления в одном из заданий. Подобного использования голоса я еще не встречал. Сначала даже не веришь! Загадки нельзя назвать супер сложными, хотя есть такие, с которыми придется попотеть. Сложности здесь добавляет то, что ты не можешь просто спокойно сесть и поразмышлять над тем, что же сейчас нужно сделать. Ты видишь часы, тебя начинают переполнять эмоции, а серое вещество медленно вытекает через ухо. Тебе начинает казаться, что ни черта не успеваешь, а от того думается еще туже. И вот вроде бы элементарная задачка становится в несколько раз сложнее. И вместо того, чтобы спокойно решить ее за минуту, ты не успеваешь и за 10. Именно в этом одна из фишек игрового процесса. В условиях цейтнота не так просто и в команде работать, ведь каждый верит, что правильный ответ знает только он, и начинает эту дружескую перепалку, пытаясь пролезть вперед. Эти эмоции придают игре больше реализма, ведь за ними уже перестаешь замечать, что всего лишь квест. А с таким сюжетом и подавно! Кстати, местные таймеры (коих много) выполнены не в виде простых часов, а эффектных технических механизмов. Выше я упомянул, что игра разделена как бы на несколько глобальных задач, для достижения каждой из которых необходимо решить несколько маленьких загадок. В эти моменты игра может приобрести нелинейность, ибо мелкие решаются параллельно друг другу. Так что желательно делегировать полномочия, ведь у кого-то мозг заточен под логику, а у кого-то под работу руками. Загадок вообще здесь много, поскольку, например, в один из таких нелинейных моментов игра делится аж на 8 параллельных головоломок.
Проект заслужено получает мой высший балл, поскольку сумел показать невиданную доселе модель игрового процесса, которая завернута в оболочку остросюжетного детектива с вариативностью сюжетных событий. Это тот редкий случай, когда в эскейпе захватывает не его локация и спецэффекты (кои, как правило, являются оболочкой), а игровая механика и происходящие события (кои являются начинкой). Квест не дает выдохнуть даже на секунду. Он будто бы бросает один вызов за другим, а время подстегивает к тому, чтобы бросать на решение каждой загадки все свои силы. Некоторые загадки мы решили, на некоторые не хватило времени. И каждый проигрыш был словно впрыском очередной порции адреналина в кровь. Мы с новыми силами летели решать следующую задачку, но понимали, что этот самый адреналин не только подстегивает к действию, но и затуманивает рассудок. Лютый эмоциональный экшн! Локация наполнена техникой, ведь квест полностью автоматизирован. Он рассчитан на 75 минут, а подсказки в нем не предусмотрены в принципе. События просто идут своим чередом, а игрок должен успевать под них подстраиваться. И это еще одно новшество квестостроения, ведь, по сути, не игрок движет игру вперед, решая загадки, а сама игра несет игрока вне зависимости от его успехов. Ты еще от прошлого события не отошел, как на тебя свалилось новое. Такого в жанре эскейпа еще не было! Получился во всех смыслах новый проект, который рекомендовать можно, наверное, всем. Матерые игроки порадуются новизне загадок и формата игры. Новички порадуются всему, ведь тут и мозгами шевелишь, и руками работаешь, и сценки смотришь даже. Да и вообще чувствуешь себя копом, попавшим в ловушку. Любители детективов порадуются целому ряду заданий на применение дедукции. И даже любители триллеров не останутся в стороне, ведь местный злодей вдохновлялся подвигами Пилы. Но я ни в коем случае не пишу, что проект жестокий или что-то подобное. Его идея весьма остра, но никаких страстей тут нет. У меня в какой-то момент появилось чувство, что это не квест, а детективная игра с возможностью влиять на игровые события во время того, как с трясущимися руками катаешься на эмоциональных американских горках. А еще здесь просторная уютная вэлком-зона, где можно отметить праздник. Приятно видеть, что в ней произошли существенные изменения. Ранее мы уже были на этой локации, а сейчас будто в новое место приехали. Всегда радостно, когда создатели заботятся о своем детище и активно улучшают его.