Папа, сестра, я – дружная семья!
Знаете, квесты-перформансы делятся на несколько типов. На некоторые ты приходишь, и все хорошо, весело, задорно, страшно, красиво, интересно. И эмоции после хорошие, и вроде бы даже плохого ничего не видно. А есть такие, которые имеют сильное послевкусие, будто прикоснулся к чему-то масштабов вселенной. Они плотно оседают в памяти, а потом горячо обсуждаются квестоманами, даже (не дай Бог) спустя несколько после своего закрытия. Ведь именно такие проекты создают лично индустрии и толкают ее к развитию, раз за разом повышая планку. Я никогда не пишу в обзоре квеста названия других, дабы не плодить лишнюю рекламу, но вы прекрасно понимаете, о каких проектах я говорю. Есть, конечно, еще плохие, но о них я говорить не буду. Так вот ребята, что из “Цех 13” единовременно создали большую развлекательную площадку, перформансы которой принадлежат как раз к тому типу, что обладает стойким послевкусием. Относиться к ним можно по-всякому. Можно просто проходить с шутками прибаутками, можно вникать в историю и атмосферу, а можно даже высказать свое фи, но через несколько дней после игры ты понимаешь, что побывал на дорогостоящем проекте, который несет неоценимо-важное значение для всей индустрии, ведь показывает, как будет выглядеть большинство перформансов лет так через 10. А может и через 5. Но это не точно… Сегодня речь пойдет о проекте мистическом, где игроку необходимо совершить, как думаете, что? Правильно, друг на задней парте, обряд! Но он шагнул несколько дальше и по своей атмосфере напоминает красивый фильм ужасов, где скримеры смешаны с развивающимся драматическим сюжетом, который невероятно сильно хочется досмотреть до конца. На самом деле, это случай штучный, ведь чаще всего мистика на квестах – это последовательные бу-эффекты, а тут ты будто героем страшного рассказа становишься. Другой особенностью является абсолютно нелинейный игровой процесс в практически полностью открытой локации. То есть в передвижениях никто не ограничивает, а разве что направляет. Об этом я расскажу ниже, а сейчас мы отправляемся в маленький городок недалеко от Денвера!
Солнечный штат Колорадо. Небольшая сельская дорога петляет между домами и подводит нас к двухэтажному деревянному дому, что находится в стороне от населенного пункта. Внутри довольно уютно – просторная гостиная, коридоры, украшенные красивыми картинами, а также кухня, на которой собираются хозяева под радостный крик детей. Так было раньше, все это было так давно… Сейчас здесь в тусклом свете лампы сидит беременная девушка. За ее спиной кипит чайник, но она не замечает, поскольку увлечена написанием письма. В нем Аманда рассказывает о том, что живет вместе со своей сестрой Эмили. После смерти матери та стала вести себя очень странно. Перепады настроения, припадки, агрессия. Несколько лет она наблюдалась в психиатрической клинике, но врачи отказались от госпитализации, выписав сильнодействующие препараты. Девушка мирилась с тяжелой болезнью сестры, но вскоре ситуация стала ухудшаться. Из спальни раздавались душераздирающие крики, которые порой напоминали мужской голос. Да и в самом доме стали происходить странные вещи – мебель постоянно перемещалась с места на место, двери хлопали, кресты переворачивались, а картины падали со стен. “Я уверена, что моя сестра одержима злым духом! Ситуация становится все хуже! Сама я справиться уже не могу, ведь нахожусь на 6-ом месяце беременности. Вы – моя последняя надежда!” – Аманда поставила точку, положила письмо в конверт, а в адресе указала “Американский Институт Парапсихологии”.
Через пару дней институт выслал по адресу пару нормальных специалистов. Тьфу! Паранормальных специалистов! Они посетили много подобных домов, провели несколько обрядов экзорцизма и едва не угодили в ад. Когда машина, наконец, остановилась, у некоторых возникло ощущение, будто они бывали тут когда-то в своей прошлой жизни ? Входная дверь заперта, звонок не работает, но на кухне горит свет и видно, что молодая девушка моет посуду. Наши герои – не промах! Они сумели найти способ войти в дом, даже не разбивая окна. Правда первым же движением один из друзей едва все не сломал. “Здесь кто-нибудь есть?” – прокричали они, но в ответ лишь выключился свет, и появилась она… Буквально на секунду, но ребята успели сказать заветное – “Е@№#!” Это услышала хозяйка. Она была рада приходу специалистов, усадила их в гостиной, предложила чаю и рассказала свою печальную в историю. Но чем дальше шел ее рассказ, тем больше вокруг происходило странных вещей, будто сам дом стал сопротивляться! Двери хлопали, а с чердака доносились душераздирающие крики. “О не переживайте, это всего лишь Эмили! – успокаивала гостей Аманда, - ей просто нравится там жить. Не подумайте ничего плохого!” Вскоре наши герои решили лично познакомиться с девушкой. Они поднялись в ее комнату… “Ну нах@р! Не ну ты видел? Видел?!” – кричал один из них, которого уже держали под руки. Вернувшись, они удивились спокойствию Аманды. Казалось, что она уже совершенно привыкла с соседству с демоном. Ребята продолжили изучать дом в поисках необходимых для ритуала вещей. О, конечно, они находились в самых подозрительных его частях. Заброшенный подвал? Старый чулан под лестницей? Ну а где еще может лежать расческа?! Ужас постепенно овладел даже опытными специалистами по паранормальщине. Они бродили по дому, осматривая богатый интерьер, лишь иногда возвращаясь к Аманде. Она казалась такой невинной и рассеянной… Но то и дело буквально из воздуха являлась Эмили, которая будто пыталась что-то сказать, но не могла. Открывать двери совершенно не хотелось, ведь на них постоянно что-то падало или летело. Предметы сами собой двигались по комнате! Картины норовили ударить по голове! И эти странные наволочки… Увиденное заставляло мурашки бежать по телу. Обряд начался! Слова на непонятном языке! Казалось, что комнату сейчас просто разорвет на части! Крик о помощи, сменяющийся на злобный демонический рык! И правда… Страшная правда... Все закончилось хорошо, если можно так сказать. Но произошедшие события оставили неизгладимый отпечаток в душе этих четверых молодых людей…
Только после написания истории окончательно осознал всю глубину местного сюжета. По жанру – это прокаченная мистика. Что это значит? А то, что проект выходит за рамки обычных скримеров и стремной локации, представляя из себя оживший фильм, где есть, как ужасы, так и сюжет. Напротив, локация тут настолько красивая и детальная, что пугает именно реализмом. Это здоровенный американский дом, который полностью соответствует тому, что мы обычно можем увидеть в ужастиках. Да и, в целом, атмосфера очень напоминает такой фильм, поскольку игроку рассказывают страшную историю. Не раз он испугается и вскрикнет, но все же будет желать досмотреть ее до конца, так как является ее полноценным участником. Достигается это при помощи нелинейности игрового процесса. Вот что мы обычно делаем, придя на квест? Судорожно начинаем рыться в локации, чтобы найти загадку, решить ее и попасть в следующую комнату. Квесты с актерами не являются исключением, поскольку, так или иначе, перемещения игрока имеют определенную структуру, связанную между собой либо головоломками, либо сюжетными действиями. Здесь же все не так! Знаете, я всегда хотел, чтобы появился перформанс со свободой перемещения по локации. Такой, чтоб это не была какая-то последовательность комнат. Чтобы игрок сам шел туда, куда ему хочется, а по пути его встречали различные событие. Но никак я не мог подумать, что увижу такой процесс не на иммерсивном театре, а на ужастике! Здесь вы попадаете в огромный дом с несколькими этажами и подвалом, где практически сразу открыты все двери ? Логично, что игровой процесс все-таки контролируется организаторами, но ты полностью веришь в то, что можешь пойти вообще куда угодно. Таким образом, ощущение, что ты пришел просто на квест-перформанс постепенно улетучивается, ибо локация на него абсолютно не похожа, да и актеры ведут себя соответствующе. Здесь несколько персонажей, среди которых есть, как злые, так и добрые. Тебе поручают какое-либо задание, ты исследуешь одно из помещений, но в это время персонажи не покидают локацию, занимаясь своими делами. То есть можно подойти к страшной двери подвала, заглянуть внутрь, выругаться и вернуться на кухню, чтобы продолжить диалог с хозяйкой. То есть в одной части дома может идти мирное чаепитие, а в это время на чердаке твой друг может биться в истерики от встречи с нечистью. Но идти на крики ты совсем не хочешь. Хотя, в теории, можешь. Это является не только уникальной игровой фишкой, но и создает ощущение живой истории. От того местные скримеры и сцены производят еще больший эффект, поскольку нередко создают ощущение киношности. Да, во время игры ты пугаешься, но уже после осознаешь, что это было чертовски красиво. А есть такие сцены, которые просто надо смотреть и проникаться. И даже если их еще не понял, то поймешь чуть позже. Здесь ожило сразу несколько страхов, что годами прививаются нам кинематогрофом. Например, тот самый момент, когда главный герой по лестнице спускается в темный подвал, где его может ждать что угодно. Или эффектный обряд (экзорцизм). Кстати, впервые увидел на перформансе, чтобы демон был отыгран с такой достоверностью тому, что описывают в реальных историях об этом обряде. То есть это не просто визжащая девочка. У нее меняется голос, вылетают бранные слова, а агрессия идет исключительно через интонацию. И это еще один пункт, который заставляет верить в достоверность истории! Выше я упомянул о драматической части сюжета. Делом в том, что за время игры происходит несколько сюжетных твистов, во время которых ты можешь начать сопереживать даже злым персонажам. Это подводит к некоему морально выбору, который в определенный момент достигает апогея и буквально переворачивает все с ног на голову, а ты просто смотришь на все это с открытым ртом.
Актерская игра являет собой смесь мистики и интерактива. Перформанс имеет как бы 2 стороны, в одной из которых в доме течет повседневная (но печальная) жизнь, а в другой ты сталкиваешься с мистическим ужасом ⚠ Это создает эмоциональный контраст, который важен для погружения. Есть здесь интерактивный персонаж, кто как бы ведет игру. Она рассказывает историю, дает какие-либо задания, подсказывает в сложных ситуациях, а также просто живет своей жизнью, занимаясь домашними делами. Интерактив, кстати, получается весьма хорошего уровня, ведь на любую фразу есть ответ, а львиная доля драматизма передается как раз с помощью этого героя и диалогов с ним. И, в то же время, ее спокойствие пугает. Да, она уже давно тут живет и привыкла ко всякой чертовщине. Да, она беременна и немного рассеянна. Но все равно, когда в доме творится сущий ад, такой персонаж пугает даже больше, чем демонический. Там то ты хотя бы знаешь, чего ждать. А тут непонятно. Этакий интерактивный саспенс, что ли. С другой стороны – существо злое, которое будет появляться из ниоткуда, исчезать в никуда, гнуться в неестественных позах, кричать и пугать всеми доступными способами. Но в то же время у нее тоже есть свой образ и история. То есть это не просто скримеры, но развивающийся характер, который можно понять постепенно за время игры. Редкость для мистики! Персонажи встречаются с игроком, как по очереди, так и сообща, разыгрывая сцены, на которые надо просто смотреть. И еще неизвестно, когда пугаешься больше. Когда на тебя из темноты начинает что-то бежать/кричать. Или когда перед тобой творятся крайне странные (порой безумные) вещи, объяснение которым дать довольно сложно. Но это уже, так сказать, страх не физический, а эмоциональный. Когда мурашки пробирают не конкретного от события, а от ситуации, в целом.
Локация представляет из себя дом с кучей комнат, высоченными потолками и несколькими этажами ? Оформлен он в американском стиле. Именно в таких в ужастиках происходят страшные события. Дом большой. Нет! Он просто огромен! ⚠ Благодаря его планировке, вообще не возникает ощущения, что это может быть что-либо иное, кроме именно построенного дома. Комнат много – гостиная, кухня, ванная, кладовка, детская, гараж, кабинет и многое другое. Каждая обставлена мебелью со вкусом и наполнена различными мелкими предметами, что позволяет пространству быть более детальным и заставлять игрока верить, мол в этом доме до сих пор кипит жизнь, пусть и с оттенками мистики. Каждая локация прорабатывалась и заполнялась соответствующей мебелью. Обои, пол, потолок, даже двери и ступени лестницы выглядят именно так, как им полагается выглядеть в американском доме, где творится мистика. То есть пространство специально застаривалось, чтобы выглядеть атмосфернее. Но в то же время есть комнаты, которые одним своим видом вселяют некий психологический дискомфорт. В них нет чего-то психоделического и потустороннего. Напротив, их ужасы вполне реальны. Особенно, если рассмотреть пространство получше и вникнуть в смысл происходящего там. Масштаб впечатляет, что подкрепляется свободой перемещения. Чтобы понять размеры я скажу вам, что тут поместился настоящий автомобиль, но он не является ключевым элементом, а небольшой красивой вещью, которая просто украшает пространство. Здесь нет каких-то голых стен и тому подобного, но лишние предметы не отвлекают, ибо формат заданий таков, что у игрока стоит четка задача, которую довольно сложно не выполнить. Можно даже сказать, что здесь нет загадок, как таковых. Вам поручают миссию, а вы идете ее выполнять. Естественно, что во время выполнения произойдет много разных событий, но ни одна клеточка серого вещества на пострадает. Если уж говорить с технической точки зрения, то задания для тех, кто любит поиск. Но зато много моментов, когда с героями надо общаться и как-то взаимодействовать. Еще одни немаловажный момент – спецэффекты. Они тут технические, их довольно много, и уровень качества крайне впечатляет, ведь редко на перформансе можно встретить такое обилие пугающей техники. Обычно то все на актера взваливают. Здесь же ты ходишь, а дом вокруг тебя оживает – предметы падают, движутся, а в какой-то момент вообще вся комната буквально начинает ходить ходуном. Для этого был создан уникальный механизм. Видно, что создатели уделили внимание всем мелочам своей локации.
Я хотел было написать, что проект являет собой красивую страшную сказку, но потом вспомнил, что завязка сюжета тут весьма взрослая и эмоциональная. Он как бы умудряется напугать, рассказать историю, в которой нашлось место драме, а также показать эффектное шоу, что напоминает об увиденном в каком-нибудь киноужастике. Это мистика, которая вышла на новый уровень и теперь несет в себе не только испуг, но и глубокий смысл, который ты понимаешь уже после игры, когда прокручиваешь в голове все произошедшее. Сам же игровой процесс довольно сильно погружает при помощи возможности свободного передвижения по проработанной локации, а также тех событий, которые во время этого передвижения происходят. Тебя никто не ставит в какие-то рамки. Тебе просто говорят, что было бы неплохо сделать, дабы сюжет развивался. Хочешь, идешь. Не хочешь, артачишься, сваливаешь все на друзей, а сам отправляешься выпить чаю с хозяйкой (это тут предусмотрено). Но это тот случай, когда идти хотелось, чтобы увидеть побольше сцен. И это чертовски необычно! Подобная нелинейность игры позволяет себя почувствовать не в квесте, а в созданной ситуации. Что-то для себя тут найдут те, кто любит поболтать (редкость для данного жанра). Те, кто ценит масштаб и декор. Те, кто любит проникаться историей и ищет во всем глубокие смыслы (как я). И, конечно, те, кто хочет испугаться. В первую очередь, это мистический перформанс, где страх выведет на, так сказать, театральный уровень, когда на тебя не просто напрыгивают (хотя и это тоже), а при помощи техники и актеров создают гнетущую атмосферу с уклоном в реализм ⚠ Честно, к проекту подобного масштаба просто приятно прикоснуться. Редко в последнее время открываются такие перформансы, придя на который, понимаешь, что говорить о нем будут еще очень долго!