Весь мир театр, а люди в нем подозреваемые…
Добрый день, уважаемые театралы! Сегодня мы поговорим с вами… Как думаете о чем? О театре, конечно же! Да не простом, а иммерсивном и обладающем концепцией ролевой игры. Вы же слышали о “Катарсисе”? Что? Нет?! Полноте, это события полтора года назад перевернуло весь театральный мир столицы. А заодно и квестовый, когда нам продемонстрировали доселе невиданный формат взаимодействия с актерами. Дело в том, что проект представляет собой незаскриптованный перформанс, в котором действия игрока фактически не ограничены. Конечно, присутствует определенный скелет сценарий, от которого отталкивается история, но вот все остальное мясо на нем – это процесс импровизации между игроками (или правильнее говорить зрителями?) и актерами. Ты сам волен решать, куда идти и с каким из персонажей вести беседы в данный момент времени. Локация полностью открыта, в ней герои живут своими жизнями, и ты время от времени в них вклиниваешься со своими расспросами и подозрениями. Все верно! “Катарсис” является детективом. Одно это уже выделяет его среди прочих проектов с актерами. Да что уж там! Это воистину уникальный формат игры, ведь в данный момент существует всего лишь пара перформансов данного жанра, и все они принадлежат перу одних и тех же создателей. Так вот здесь ключевым элементом игры является выяснение правды об убийстве в одном небольшом французском театре. Вот только, как и положено в таких историях, попутно выясняется множество тайн, ведь все вокруг лгут. Ну вы поняли, да? Перед нами нестрашный детективный иммерсивный перформанс, в котором игрок обладает полной свободой действия. Каждая команда сама вольна строить свою сюжетную линию, а актеры будут импровизировать и поддерживать ее. Поэтому здесь не может быть двух одинаковых игр. И именно поэтому в свое время я поставил проекту оценку выше своего высшего балла! Такое происходит лишь в исключительных случаях. И это он! Так что же заставило меня вернуться на проект, в основе которого лежит запутанная история? Ведь я ее довольно хорошо помню… И знаю, кто тут убийца. Дело в том, что отныне у “Катарсиса” доступна двухчасовая версия! Это как одночасовая, только в два раза больше! Сюжет не меняется, но становится более полным. Я всегда говорю, что хорошую ролевую игру довольно тяжело уложить в час. Не спорю, у проекта это получилось, но все-таки такое хочется ощущать полнее. И вот двухчасовой формат позволяет сценам стать продолжительнее, эмоциям глубже, а монологам проникновеннее. Теперь никто никуда не спешит, и можно распробовать каждый нюанс актерской игры…
Париж 1957-й год. Место действия – театр “Гран-Гиньоль”. Культовое заведение для своей эпохи, надо сказать. Его называют театром ужасов, поскольку здесь никогда не стеснялись показывать жизнь без прикрас со всей ее страшными страстями, жестокостью и пороками. Постановки собирают такие аншлаги. На сцене блистает молодой, но чрезвычайно талантливый актер Август Кай. Вместе со своей неизменной коллегой Камиллой они вызывают у зрителей целую бурю эмоций. Даже взыскательные критики на утро заливаются восторженными рецензиями в парижских газетах. Именно поэтому театр всегда распродает все билеты уже за несколько недель до очередной премьеры. Сейчас как раз идет работа над новой авторской постановкой… “Гран-Гиньоль” – настоящий феномен! При столь небольшом составе труппы добиться подобного успеха – дорогого стоит. Суровый директор Марк тщательно ведет бухгалтерию, хотя с появлением Августа его обязанности несколько облегчились. И, конечно, нельзя забывать про галантнейшего работника закульсия по имени Константин. Сегодня утром он одним из первых пришел в театр, но застал страшную картину – жандармы выносили тело… Августая Кая! Какая трагедия для всего Парижа! А уж для театра и подавно… Каждый переживал потерю по-своему. Марк откупорил бутылку вина, Камилла заперлась в гримерке… А сотрудники частного агентства получили на заказ чрезвычайно запутанного дела, которое жандармы окрестили несчастным случаем…
Рука постучала в узорчатую деревянную дверь. Из-за нее раздался голос, разрешающий войти. За барной стойкой стоял мужчина и обильно протирал стаканы. Он явно нервничал… Немудрено! После случившегося в театре никто не может найти себе место. Детективы оглядели бар. Выглядел он потрясающе – уютные столики, выглаженные скатерти, красивые светильники. “Константин!” – вежливо представился ухоженный молодой человек. Завязался беседа, из которой детективы узнали первичную информацию, а Константин цель их прибытия. Рассказать он особо ничего не мог, поскольку ничего не видел. Да и ничто в театре не предвещало беды. Все сотрудники относились друг к другу с каким-то особым трепетом. По длинному коридору детективы следовали за новым знакомым к кабинету директора. По пути они разглядывали афиши наиболее успешных постановок и стали свидетелями весьма неожиданной сцены. Хотя сегодня все на нервах, так что неудивительно. Марк сидел в своем большом кресле. Он был явно не в духе и не в трезвости. Навязчивые вопросы ищеек лишь только раздражали его, но всеми силами директор пытался это скрыть. Хотя получалось не очень… Ничего полезного наши герои не узнали, а потому спросили разрешения познакомиться с актрисой. Камилла была в своей гримерке. Точнее, некогда общей с Августом… Девушка прихорашивалась возле зеркала, когда детективы постучали Она знала своего коллегу довольно хорошо. В том числе о личной и весьма бурной жизни популярного актера. Но это, опять же, не имело особого отношения к делу. После продолжительной беседы, ребята вновь вернулись в пустынный коридор и почесали головы. Каждый строил свои догадки, но никаких улик, подтверждающих убийство, не было. Но удар тупым предметом по голове и наличие в крови Августа подозрительных веществ не давали покоя. Тогда было принято решение разделиться для ускорения расследования. Одни остались осматривать кулисы, другие отправились в бар и решили накатить для повышения активности мозговой деятельности. Постепенно обстановка накалялась. Все чаще в театре можно было услышать крик. Эти люди о чем-то спорили. Нет! Они фактически ругались! А детективы, пользуясь моментом, обыскивали их покои. И обнаруживали очень много полезной информации, которая давала понять, что все не то, чем кажется. Необычные фотографии, странные любовные записки, подозрительные ампулы… “Они все что-то скрывают! Актеры…” – твердо решили детективы, и допросы стали более острыми. Доходило вплоть до очных ставок! Лишь одна комната оставалась неисследованной… Но туда непросто попасть, ведь даже в постепенно усиливающейся стадии алкогольного опьянения директор не выпускал из рук ключ. И надо сказать, он шел к успеху. А вместе с ним стакан из рук не выпускал и один из детективов, который слишком стар для всего этого. Но остальные находили все новые улики. Странно, что их еще не выгнали, конечно. Они бродили по театру и поочередно общались с труппой, узнавая все новые подробности их отношений. Один детектив вообще практически не выходил из кабинета директора. Лишь Константин всегда филигранно умудрялся сгладить напряжение. Расследование шло столь долго, что удалось даже присутствовать на репетиции новой постановки. Занавес распахнулся! Камилла проникновенно читала свой монолог со сцены, кто-то в зале даже пустил слезу, но Марк недоволен. Все ему не так! Конфликт постепенно нарастает. “Но он не имеет никакого отношения к делу. Это их личное” – думали наши герои. Однако улик становилось все больше. И они кажутся неопровержимыми! Они буквально на столе! Подозреваемый приперт к стенке. Исповедь заставляла на глаза проступить слезы… Нет! Не может быть все так просто! В этот момент ситуация окончательно достигла точки кипения. Кровь там, где ее быть не должно. Теперь все ясно! События грянули, как выстрел! А затем грянул и он сам… И раскололась ампула… Запахло дымом. Детективы покинули театр, но никоим образом не ожидали, что их расследование закончится, столь печально…
“Театр про театр и театром погоняет” – вот так лучше всего описать происходящее на данном перформансе. Выше я уже кратенько описал все основные нюансы игрового процесса, а потому сейчас упор в рассказе сделаю на повествовании о двухчасовой версии Как правило, такие версии представляют из себя какой-либо дополнительный сюжет, который не успевают раскрыть за час. Но с “Катарсисом” дело обстоит несколько иначе. Суть в том, что его основной сюжет столь обширен и многогранен, что часа для него объективно мало. Да, ты успеваешь ощутить уникальность игрового процесса, узреть историю до самого конца и, в целом, наиграться. Однако за 2 часа ты успеваешь полностью раствориться в этом представлении, стать его полноценной частью и абсолютно забыть о том, что у тебя есть какая-то другая жизнь, кроме этой, сиюминутной. Посему о двухчасовом сюжете мы говорим приблизительно также, как и об одночасовом, но с учетом того, что здесь всего в 2 раза больше. Действий, диалогов, эмоций. Но не просто больше… Эмоции стали куда глубже, поскольку никто никуда не торопится, и найдется время, чтобы хорошенько ощутить каждую. Диалоги стали более разветвленными, ведь поговорить можно не только о деле, но и о жизни театра. А монологи стали куда продолжительнее и эффектнее, поскольку умудряются вызывать совершенно разные по спектру эмоции во время одной речи. Да и на подумать, как распорядиться уликами, теперь отводится больше времени Можно даже взять небольшую передышку, просто отправившись в бар. “Катарсис” всегда делал упор на то, что его игровой процесс приближен к реальному детективному расследованию. Так вот свобода действий именно за два часа ощущается в полной объеме. Да и самих событий, кажется, стало больше. По крайней мере, ты успеваешь увидеть многие из них. Но не все. Фишка проекта в том, что для того, чтобы узнать все нюансы истории, сюда необходимо приходить несколько раз. Все просто – команда постоянно разделяется, и каждый узнает свою информацию. Актеры откровенничают, все полнее раскрывая свои личности и отношения с другими членами труппы. Но совсем не факт, что твой коллега сочтет нужным делиться именно этой информацией. Скорее всего, он просто будет рассказывать про найденные улики. Кстати, выше я упомянул, что игра имеет ролевой формат. В чем же он проявляется? А в том, что игроки являются детективами. Им надо принять эту роль и придерживаться ее во время споров Где-то это поможет надавить на подозреваемого, а где-то, напротив, нужно будет ловко уйти от каверзного вопроса. Тут каждый сам волен играть так, как ему заблагорассудится. Можно стать язвительной ищейкой с каверзными вопросами. Можно засесть в баре и не выпускать из рук бокал вина. Можно вести допросы, искать улики и выводить всех н чистую воду. А можно вообще придумать нечто из ряда вон выходящее. Актеры с удовольствием поддержат твою легенду и, возможно, перформанс заиграет новыми, невиданными красками. А если вы вдруг не знаете, что же такое “Катарсис”, то ниже я обязательно прикреплю обзор.
Актерская игра… Божечки-кошечки! После игры у меня вертелась только одна мысль в голове – “Как теперь оценивать перформансы?” В какие-то моменты я просто сидел, наблюдал и слушал, абсолютно забыв, что это все еще игра. Уж настолько происходящее кажется реальным, не наигранным. Возможно, важную роль в этом играет формат взаимодействия с актерами. Действительно, большую часть игры они могут просто сидеть. А ты подсаживаешься рядом и завязываешь диалог. И будто бы просто общаешься с человеком, но при этом клубок потихоньку распутывается Эффект весьма интересный, достоверный. Как вы понимаете, 100% игрового времени происходит в общении с актерами. Они – душа этого перформанса. Весь он строится исключительно во взаимодействии с ними. Поэтому мастерство ребят просто неоспоримо. Причем ты ловишь себя на разных ощущениях. Мне одновременно казалось, что я нахожусь в театре, но в то же время это было реальность. Они настоящие! Тут хочется рассказать про каждого, да букв не хватит. Удивительным образом перформанс проходит в абсолютно спокойном ключе, ведь не нужно никуда бежать или как-то активно двигаться. Но в то же время он вызывает целую бурю страстей, ведь вокруг всегда что-то происходит. Как и положено хорошему детективу! В двухчасовой версии образ каждого героя раскрывается еще полнее. Мы можем узнать о его личной жизни и спросить вообще все, что заблагорассудится, ведь времени для этого навалом. Персонажи кажутся более глубокими, проработанными. И на любую даже самую долбанутую фразу вы получите остроумный ответ “в тему”. Образы героев – это не только внешний облик и характер. Это еще и модель поведения! Их жесты продуманы. Утонченная женственная Камилла, грубоватый Марк, галантный Константин. Ты буквально считываешь энергетику, лишь приблизившись к персонажу. И она максимально разная, ведь перед нами игра контрастов во плоти. А один из героев… Нет-нет-нет! Актеров! Буквально открылся для меня с новой максимально неожиданной стороны. Такого монолога я никак не ожидал и просто сидел с открытым ртом.
О локации много говорить не буду, поскольку ниже есть ее обзор. Однако упомяну, что игровая зона обросла новыми декоративными элементами. А порой даже антикварными! Это важно, ведь от мебели тоже всегда исходит некая энергия, которая влияет на общее погружение. Нельзя также не отметить местные афиши на стенах, которые очень задают театральный тон. Также тут изменились некоторые события и возможности для сюжетного воздействия на персонажей. Но это уже лучше самим посмотреть, чтоб не спойлерить.
Посоветую эту версию всем тем, кому я советовал оригинальный “Катарсис”. То есть поклонникам театрам, ролевой составляющей, интерактива, эмоций, детективов и даже нуара, поскольку его пессимистично-стильный настрой буквально витает в воздухе, что, в принципе, характерно для той эпохи. Также сюда можно прийти и тем, кто уже играл в данный проект, если вам хочется узнать любимых героев получше и расспросить их о том, о чем забыли в прошлый раз. Это истинный неторопливый, размеренный театр. Ну а если вы не были, то… Покайтесь! Да как вам не стыдно?! Возможно, так рассуждаю я, ибо являюсь давним поклонником различных ролевок. Но при этом ролевые перформансы заходят мне с трудом, поскольку актеры зачастую пытаются продавить легенду игроков. Здесь же все иначе! Тут дают свободу действий, не ставя под сомнение личность героев и не пытаясь их подловить. За что отдельный респект, ведь это дарует возможность играть в свое удовольствие. “Катарсисом” надо проникаться, позволить себе стать его частью, прожить эту историю в шкуре детектива, наблюдать за судьбами и отношениями героев, общаться, общаться и еще раз общаться! Здесь во главе угла стоят эмоции, которые надо чувствовать. И тогда ты будешь сидеть, наблюдая за героями, как завороженный. Потому настоятельно рекомендую идти сюда людям погружаемым. Здесь не будут перед вами устраивать перформанс. Здесь вы – это и есть перформанс! Но за всеми заслугами двухчасовой версии я не забываю и основную. Она производит сильное впечатление, о чем я и сейчас и написал. Просто за два часа театр становится еще театральнее.
Спасибо, мои дорогие, за эту прекрасную игру! Мы уже давно вместе в масштабе громкого слова "Аркейн"! Я никогда в вас не сомневался, но вы сумели снова себя превзойти. Вот это игра! Браво! Горжусь тем, что знаком со столь талантливыми людьми и могу называть вас друзьями! Вы просто супер! И не описать, как же приятно быть одним из первых, узревших ваше новое творение.