Тише, Юленька, не плачь…
Есть такие проекты, на которые я не думал, что когда-либо попаду, в силу ряда различных причин. Например, того, что появились они куда раньше, чем я стал заниматься таким нелегким делом написания обзоров. Но не пройти этот перформанс было бы форменным преступлением! Потому что это живая классика. Но не такая, когда в комнате антураж с помойки и бегают мертвая девочка с топором и мальчик в белой ночнушке. Ой, наоборот! Это классика, как жанр. Один из тех кирпичиков, благодаря которым многие полюбили квестовую индустрию, в целом, и перформансы, в частности. И вот мы прошли… Больше всего меня удивило то, что проект абсолютно не выглядит на свой возраст. Более того, он даже превосходит многие новые по уровню своего качества. Чего стоит только система технических спецэффектов, которую вообще я могу назвать одной из лучших из доселе нами виданных. По жанру мистика, но необычная. Мистика с советским уклоном, когда чувствуешь, что за стеной можно встретить не только Юленьку, но и дедушку Ленина.
В прошлой части своего рассказа я поведал вам о некоем профессоре Маркове, который настолько любил науку и своих студентов, что приглашал их на практику прямо в свой огромный научный комплекс, который занимался изучением феномена ФЭГ или в простонародье Белого шума. Студентам там так сильно нравилось, что они оставались на совсем… Марков всю свою жизнь занимался изучением радиоволн и достиг в этом деле немалых успехов, в следствие чего был назначен руководителем НИИ Дальней Радиосвязи. Множество различных наград, звание академика были лишь шагами на пути к невероятному научному открытию, которому профессор посвятил всю свою жизнь. Он утверждал, что в размеренной сетке шума между устойчивыми радиосигналами можно различить едва заметные колебания, которые обозвал Феноменом Электронного Голоса или сокращенно ФЭГ. Марков утверждал, что в них заключены совершенно четкие послания, которые можно расшифровать, если придумать правильный способ. Но как вы думаете, откуда исходят эти послания? Инопланетяне из космоса пытаются связаться с Землей? Пингвины передают послания в другие галактики? О нет! Эти сообщения идут ну прямиком с того света!
Трагедия молниеносно пришла в семью Маркова, как это всегда и бывает… Его любимая жена и дочь Юленька, в которой профессор души не чаял, погибли в страшной автомобильной аварии. Буквально утром он целовал своих любимых перед выходом на работу, а вечером возвращаться было уже не к кому. Но он понимал, что связаться с ними посредством белого шума шанс еще есть. Он посвятил всю свою оставшуюся жизнь изучению этого феномена, использовал свое служебное положение и не жалел подопытных. Люди раз сходили с ума в его научно-исследовательском комплексе, пока однажды он ни услышал голоса своих любимых! Пытаясь установить постоянный контакт и теряя поехавшую кукуху, Марков разработал специальный ретранслятор, который мог непрерывно поддерживать связь с миром мертвых! Вот только теперь с ним связывались уже не только Лариса и Юленька, но и другие умершие души, голоса которых нельзя слышать живым. Они получили власть над профессором, они окончательно свели его с ума. Они требовали крови… Вскоре профессор перестал приходить на работу…
Руководство не могло смириться с потерей из поля зрения такого влиятельного человека. “А, вдруг, он переметнулся на сторону врага?” – выдвинул гипотезу кто-то из политиков. “К какому врагу?” – спросите вы. Да хрен его знает, просто наша страна испокон веков считает, что у нее обязательно есть какой-то враг. И вот группа очень важных людей отправилась в лабораторию Маркова прямиком в НИИДАР, дабы профессора или хотя бы какие-то улики. Оказалось, что ученый здесь не только проводил свои исследования, но и жил! Ребята попались крепкие духом, а потому к перебоям со светом уже привыкли и это не остановило их от изучения помещения. “О! У меня такой же диван дома! А у меня шкаф!” – перебивали они друг друга. И тут произошло что-то необъяснимое… Телевизор включился, погрузив комнату в белый свет и громкое шипение белого шума. Неужели там появится колодец и вылезет девочка? Ну это ведь сказки! А потому девочка вылезла из совершенно другого места… Юленька выглядела так, как будто провела все лето в пионерском лагере преисподней – школьная форма, милый бантик и остатки лица, свисающие с черепа. Компания бросилась врасспыную, но вместо этого нашли лишь лбы друг друга. Комната ожила, будто ей управляет потусторонняя сила. Хотя на деле так и было… Наши герои убежали в коридоры испытательного комплекса, где Марков и проводил свои опыты, но теперь здесь можно было лишь страшные отголоски прошлого, которые будто показывали своим гостям страшный спектакль из параллельной реальности. Ужас овладевал все телом, по комнате летали души умерших людей. Хотелось просто зажмурить глаза, чтобы не видеть этого ужаса, но вместо этого компания продолжала смотреть на происходящие ужасы… “Неужели изобретение ученого пустило все это зло в наш мир? А удастся ли найти его самого?” – все эти вопросы вихрем проносились в головах наших героев. Они знали, что делать… Бум!
Вот круто, когда на квесте такая продуманная история, что есть, где мысли развернуться. Хочется ее рассказывать, додумывать детали, дабы передать атмосферу происходящего вокруг действия. Но все-таки когда-то надо остановиться. Что в первую очередь отличает этот проект от многочисленных других? Его атмосфера. Это мистика - скримеры, мертвые персонажи, спецэффекты. Все, как положено, короче. Но! События этой мистики происходят в советский период истории нашей страны. Вы не попадаете в заброшенный дом, лес или потусторонний мир. Вы попадаете в некую смесь советской квартиры и научного комплекса с кучей технических примочек. Таким образом можно говорить, что привычная мистическая атмосфера приобретает технологические оттенки и даже больше реализма. Почему? Потому что, попадая пусть в красивый, но все-таки далекий для русского менталитета загородный дом, человек пугается, как в театре. Другое дело, когда он попадает в декорации, знакомые ему по реальной жизни. Тут страх становится более естественным. Например, у меня до сих пор стоит такой же шкаф, как на этом перформансе. Не знаю, повод ли это для гордости. Здесь много различных предметов из тех времен – этаких современных древностей. Но это не просто накиданные в кучу предметы с помойки, это именно комнаты, задекорированные вещами прошлой эпохи. Вот и получается, что проект не новый, но для меня выглядел совершенно необычно.
Раз уж начал с декораций, то продолжим. По современным меркам, помещение уже нельзя назвать большим, однако комнаты весьма просторные и спокойно могут вместить даже приличное количество человек. У нас всю игру было ощущение, что мы маленькие букашки среди широких стен. В декорациях довольно много различных предметов. Видно, что создатели уделяют огромное внимание местному фэншую ? Например, если это сервант, то в нем обязательно будет стоять посуда. Вообще, если порыться, то можно найти уйму предметов, которые не играют, а лишь создают ощущение одушевленности этого места. Локация задекорирована таким образом, что здесь практически не остается пустых стен. То есть везде что-нибудь обязательно стоит или весит. Эта вещь очень влияет на общее человеческое восприятие. Людям страшно, они не будут вглядываться в детали, но пустые стены на перформансах всегда бросаются в глаза, как белое пятно. Здесь же этого не происходит. Также тут можно встретить много различных советских приборов. Некоторые из них даже работают. Например, проявитель! Вы даже можете и не знать, как называется штука, возле которой крутились довольно долго. Нет, это не фонарь. Эта фигня использовалась фотографами тех времен. Говоря о технике, я хочу отметить спецэффекты. Действительно, это очень высокий технический уровень. Причем некоторые из них довольно научны и дают понять, что в этом НИИ все сейчас взлетит на воздух. Взрывы, треск, все такое. А учитывая, в какие моменты это подается, то создает нужный эффект паники. Но есть и другие эффекты, которые отвечают за мистическую составляющую, будто злой дух расшвыривает все по комнате и искажает саму реальность. Серьезно, я чуть не родил в момент, когда был уверен, что на меня летит привидение. С моим плохим зрением этот эффект еще и усилился. За счет постоянного давление эффектами, светом и звуком, зачастую мы пугали просто сами себя, настолько атмосфера проникла в мозг. Есть здесь и загадки. Вот они классические и используются с целью, задержать игрока в конкретно взятой локации на нужный момент времени, дабы он увидел весь нужный актерский перформанс. И все-таки, это не ключ-замок, что опять же говорит о продуманности проекта. Даже технические штуковины встречаются, ведь сюжет то про мистику в промышленности.
Про Юленьку говорили уже так много, что я даже не считаю это спойлером. Опять же, было неожиданно встретить мертвую девочку, не в белой ночнушке, а в советской школьной форме. Сразу же этот персонаж резко выделился из общего числа мертвых девочек. Актерского перформанса здесь довольно много. Вас просто так не оставят в комнате после 1-2 появлений. Да и вообще постоянно что-то происходит, либо по вине актеров, либо по вине спецэффектов. В актерской игре чувствуются отточенные движения, поскольку зачастую зло появляется неожиданно и прямо из темноты, порождая собой скример. По ходу игры вам будет рассказываться история произошедших здесь событий, а это значит, что есть сценки, на которые надо просто смотреть, как в театре. Но тоже довольно необычным способом. Персонажей несколько, что добавляет контраста. Признаться честно, этого я даже не ожидал. Естественно, присутствуют индивидуальные задания, когда надо в формате игры поближе познакомиться с местными персонажами.
Много я общался с разными влиятельными в квестовой индустрии людьми, и они постоянно твердят, мол вторая часть “Белого шума” прекрасна. Спору нет – большая локация, игра актеров, экшн, переходы. Но ни в коем случае нельзя забывать и про первую. Да, она меньше и давно работает, но между тем, если на второй части я ловил вау-эффект от локации и происходящего, то страшнее мне было именно здесь. Это качественный представитель мистики, где продумана локация, актерская игра, спецэффекты и сюжет, но при этом еще и в довольно необычной атмосфере СССР. Такому старперу, как я, было крайне приятно вернуться в детство, и, наконец-то, убедиться, что мои страхи о призраках в комнате были не спроста!