У вас Шляпник приуныл
Рассказ сегодня пойдет о проекте во всех смыслах уникальном. По сути это театральное шоу/спектакль для детей. Хотя даже больше, чем просто представление. Это настоящее приключение с любимыми героями историй про Алису, которая и в Стране Чудес побывала, и даже в Зазеркалье. Целый час маленькие игроки тут проводят в общении со Шляпником, знакомстве с Чеширским Котом, поисках Алисы, а также встречах с другими героями, населяющими волшебную страну. Это ожившая добрая сказка, в которой именно игрок является главным героем. Каждый раз я иду к “Погружению” с мыслями – “Чем же эти ребята удивят нас на этот раз?”. Предугадать действительно невозможно. Эта компания специализируется на перформансах необычного для индустрии формата. Чем же он необычный? Все просто. Большинство местных проектов не имеют отношения к ужасам, зато имеют прямое отношение к качественной актерской игре, в которую веришь. Диалогам и шоу тут уделено особое внимание. И вот перед нами перформанс по мотивам одной из самых популярных сказок всех времен, которая в недавние годы с выходом новых фильмов Тима Бертона еще и обрела новую стилистику. Именно в ней и сделан данный проект.
“Прощай, Шляпник!” – сказала Алиса, уезжая из Страны Чудес. Это было красивое приключение, но ей пора отправляться домой, где предстоит повзрослеть и заниматься очень важными делами. Но девочка никогда не забудет те чудеса, что пережила здесь. “Прощай, Алиса!” – кричал в след Шляпник, вытирая платком накатывающиеся слезы. Он привязался к этой девочке и еще даже не подозревал, насколько сильно… Минули годы. Шляпник приуныл. Он перестал верить в чудеса, кожа становилась все белее и белее. Он все чаще стал разговаривать с самим собой, лишь только проводя чаепития. Вот только теперь они стали какие-то грустные… “Алиса, это ты?” – поднимал глаза Шляпник на любой шорох волшебного сада. Но это лишь ветер поглаживал листву вечнозеленых растений. Перестав верить в радость, счастье и веселье, Шляпник пошел на крайние меры. Он отправился к самому Времени! Но тот не хотел помогать нашему страдальцу, и тогда пришлось идти на крайние меры. Обманув само Время, Шляпник украл секунды, чтобы восстановить воспоминания, и пространство замерло в те моменты, когда он был с Алисой… Но он только сломал время, а без секунд и минут Страна Чудес начала медленно разрушаться…
Не могло это не сказаться и на окружающем мире. Он словно дрожал из-за сломанного времени. Нужно попасть в Страну Чудес и вернуть украденные секунды. Но как туда попасть, ведь взрослым закрыта дорога в этот мир? И тут на сцене появляются наши маленькие герои, которые без труда находят нужную норку и ныряют в нее. Вывалились они прямо на зеленую поляну. Здесь стоял большой стол, накрытый для чаепития, а где-то в углу в тени многовековых величавых грибов сидел рыжеволосый мужчина. Он что-то с кем-то обсуждал. “Простите, господин Шляпник” – сказали ребята. “Алиса, ты тоже видишь их? Кто они такие?” – говорил он с пустым стулом. Через секунду осознав, что они настоящие, он убежал в другой конец поляны и спрятался в кустах. “Постойте, где мои манеры, - вскоре проговорил Шляпник, - я забыл угостить вас чаем!” Тем временем гости уже без приглашения развалились на стульях за столом и стали пожирать местные сладости. Сразу видно, москвичи ? Шляпник говорил, говорил, а потом немного безумствовал. Он что-то вспомнил про время и про то, что оно сломалось. Приключение началось… Он знакомил маленьких гостей с местными жителями, которые показывали рукой в нужном направлении, учили телепортироваться, читали сказки, дрались подушками, рассказывали истории про страшного Бормоглота, а порой сам Шляпник придавался грустным воспоминания о былом. “А вы помните какие были деньки?” – спрашивал он. “Красные!” – хором отвечали дети, и в кто-то в Стране Чудес получал еще один маленький инфаркт ? Но почему? Ведь любой знает, что дни могут быть красными, а розы только белыми… “Белые pозы, белые pозы, беззащитны шипы” – стали напевать ребята, но тогда уже не выдержал сам Бормоглот, что вырвался из замка Красной Королевы! Он рычал, зубы лязгали словно стальные мечи. Ребята сбежали, они уже починили время. А на встречу им бежала та самая прекрасная Алиса…
Почему “Алису” любят и дети, и взрослые? Потому что для детей это невероятно яркая сказка. А для взрослых история с нотками психоделики, ведь это один из лучших образцов литературного произведения в жанре абсурда. И это уже научный факт. Конечно, перформанс абсолютно детский, но мы получили истинное удовольствие во время игры, ибо отлично умеем погружаться в любую атмосферу. Да и вообще я всегда говорю, что, если взрослые не любят сказки, значит где-то по дороге на работу или с работы они потеряли частичку себя. Но что же тут происходит, и почему это уникально? Это не квест, ведь тут нет загадок. И это даже не совсем перформанс, ведь актерской игры куда больше, чем мы привыкли видеть на других проектах данного жанра. Это настоящее театральное шоу, где маленькие (и не очень) игроки отправляются в волшебную Страну Чудес. Даже местная стилистика комнат напоминает декорации спектакля. Это ожившая история, приключение. Актерская игра начинается с порога и продолжается все 60 минут до самого конца игры. Я называю данный проект именно приключением, поскольку за время игры встречается довольно большое количество различных персонажей. Их даже куда больше, чем актеров. Некоторые ребята перевоплощаются и играют сразу несколько ролей, причем делают это весьма успешно, ведь их персонажи безумны по-своему и не похожи друг на друга. Каждая комната – владения нового героя, с которым определенно удастся пообщаться. Основательно, не спеша, максимально интерактивно. Игроков постоянно пытаются вовлечь в диалог, дабы не потерять их внимания. А это чертовски важно на детском перформансе, ведь маленькие игроки всегда очень легко отвлекаются. Практически все фразы актеров направлены на то, что им обязательно надо что-то ответить. И делать это действительно хочется. Хлопать в ладоши, радоваться, шутить, расспрашивать, представлять, что пьем чай, всячески подыгрывать. Игровой процесс вообще тут построен волнами. Вот вы спокойно сидите и общаетесь со Шляпником, а потом раз, и начинается экшн, когда нужно, например, чем-то куда-то кидаться. А потом снова умиротворенное общение. Можно даже просто полежать и отдохнуть. Такое разнообразие также производит на детей хороший эффект. Знаю по себе, ведь до сих пор не могу сидеть на одном месте.
Вообще про актеров хочется говорить отдельно, ведь тут они творят именно актерскую игру. Если в начале ты еще просто пытаешься подыгрывать и мило улыбаешься на чудачества героев, то потом уже сам вместе с ними впадаешь в безумие. И даже будучи взрослыми, нам совершенно не было стыдно, ведь проект создан, чтобы повеселиться. Как я сказал, персонажей много, но воедино их соединяет тот самый Шляпник, который ни на секунду не покидает команду. Это нужно, чтобы и игра развивалась в правильном русле, и чтобы за командой следить, ну и просто потому, что актерская игра здесь – основа всего. И вот прям веришь, что он давно съехал с катушек. Перепады настроения, интонации в голосе, жесты руками. Здесь актер максимально придерживается первоисточника. Но хочу отметить и игру других. Они появляются неожиданно, ведут длительные диалоги с игроком, также что-то рассказывая. А потом встречаешь новых и новых. В голове складывается ощущение, что эту Страну Чудес населяет очень много героев, и встретить можно кого угодно. И действительно, есть тут персонаж, появление которого добавляет юмора в игру и вообще является красивой шуткой. Актеры что-то рассказывают, интерактивят, шутят, взаимодействуют друг с другом, но еще и играют с командой. Да-да, ведь тут есть небольшие мини-игры, которые разбавляют шоу, позволяя себя почувствовать реальность происходящего. Хочется еще отметить костюмы, ведь это тоже важная часть местного образа героев. Они красивы и придают героям нужную сказочность. Образы персонажей взяты именно из фильмов Тима Бертона, что сейчас наиболее близко зрителю и игроку. И вот путешествует игрок, погружается, ищет эти секунды, смотрит воспоминания, а Алисы все нет и нет. Но когда момент ее появления наступил, уже даже нам хотелось бежать и обнимать ее. К чему я веду? Что у данного перформанса есть завязка, развитие и логическая кульминация. Все, как положено.
Говоря о технической стороне, хочу отметить, что декорации тут стараются соответствовать стилистике фильмов про Алису. То есть они вроде как и яркие, необычные, но цвета немного приглушенные. Как любит дядюшка Тим. Комнат довольно много. Все они представляют из себя разные части Страны Чудес. Тут и волшебный сад, и замок Красной Королевы, и даже поле брани. Все такое красивое, сказочное, уютное, мягкое, психоделичное. Стол для чаепития, метательные ежи, всякая растительность в саду, мягкие матрасы и подушки. Такой вот набор всего и сразу. Угадать, что ждет игрока дальше, практически невозможно. Но это лишь декорации, в которые завернут перформанс. Они нужны, чтобы игрок понимал, где он находится, а все остальное уже делают непосредственно актеры. Хотя некоторые комнаты сами по себе необычны, ведь тут позаботились даже о потолке. Приятно по сторонам смотреть. Имеются и спецэффекты, которые оказались неожиданными даже для нас. Дело в том, что есть тут неодушевленные герои, которые оживают посредством технических механизмов. Я упомянул, что загадок тут нет. Но это не совсем так. Игрокам нужно выполнять некоторые действия с локацией, о которых говорят актеры. Порой это интерактивные вещи, но нужно и с механизмами немного поработать. А порой это мини-игры и экшн.
Вот выходишь из локации, а на душе такая доброта и ощущение, как после просмотра красивого новогоднего шоу. Даже чувство некоторой ностальгии по тем временам, когда я ходил на детские спектакли и елки. Но, на мой взгляд, данный проект шагнул несколько дальше, потому что рассказывает интерактивную историю, в которой можно принять непосредственное участие. Он переносит игрока в сказку! Были бы такие вещи, когда мы были детьми… Эх… Причем история получается полноценная с большим количеством героев и довольно неспешным повествованием. Актеры тут настолько Актеры, что после игры с ними даже хочется фото на память. Видно, что люди театральные и погружаются настолько, что даже в общении после игры видны нотки их персонажей. В очередной раз подчеркиваю, что перформанс именно детский. Взрослым сюда можно сходить, только если им хочется разнообразия, как нам. Хотя говорят, что имеется и взрослая версия. Вообще игра рассчитана на большую компанию и может вместить до 12 человек. Соответственно, подходит для праздников. Оценку ставить не берусь, поскольку это именно шоу, а не квест.