У тебя есть рога? Я скажу тебе “Да!”
Имею непреодолимое желание рассказать вам о чрезвычайно уникальной московской локации, где таятся перформансы особого жанра. Придя сюда много лет назад, они разделили мою квестовую жизнь на до и после. Дело в том, что здесь абсолютно иной подход к строительству и игровому процессу, чем мы уже привыкли видеть. Ведь обычно как? Стоишь ты, а мертвая девочка на тебя кричит. Бежишь ты, а маньяк сзади натачивает свой большой тесак. Садишься ты, а вокруг пыль… Ой! Я имел ввиду, что по большей части перформансы представляют из себя некую экстримальную активность, связанную с разными видами человеческой эмоции под названием страх. Однако во всем многообразии московских проектов данная локация является настоящим самородком, поскольку она окутана какой-то своей атмосферой. Настолько своей, что порой кажется, будто мы уехали в другой город, где существуют свои принципы квестостроения, которые сразу западают в сердечко. Лично я по городам России езжу как раз ради этого. Чтобы взглянуть на нечто невиданное. А тут и ехать никуда не нужно! Все здесь, все рядом. Главная особенность местных проектов – солидность. Во время игры ты не потеешь, не кряхтишь, не бежишь куда-то, сломя голову, и не прыгаешь через препятствия. Ты чинно ходишь по красивым интерьерам, а вокруг творится мистическое действо, находящееся на границе перформансов и театра. Вот взять, например, “Алхимика”. Тут не пытаются тебя до одури напугать, погружая в эстетическую страшную сказку с колоритными героями и вполне себе волшебными событиями. Зачастую его подают, как эскейп с элементами перформанса. Отчасти это так, поскольку здесь огромное внимание уделено декору и технической составляющей головоломок, которые могут впечатлить своей магичностью. Но лишь отчасти, поскольку в компании актера вы проводите весьма увесистую часть игры. Никто не кричит, не брызжет слюной, но при этом заставляет проникнуться мрачной и одновременно яркой историей, которую потом хочется вспоминать, ведь ты стал героем темного фэнтези. Потустороннего, порой пугающего, но такого эстетически-красивого.
Вы знакомы с Элиасом Эшмолом? Нет? Как можно, мсье? Имя этого человека уже много лет у всех на слуху. Сам граф водит с ним близкую дружбу, помогая в работе и исследованиях. Эшмол не просто достиг весомых успехов в науке, но и опередил ученых будущего, познав природу физических превращений металлов из одного в другой. И если для всех вокруг он гениальный ученый, то в своем обществе его называют не иначе, как Великий. Как вы поняли, говорим мы о тайном собрании алхимиков. Их общество насчитывает немалое количество адептов, желающих раскрыть тайну философского камня. О них-то сегодня и пойдет речь. Дело в том, что недавно произошел ряд чрезвычайно таинственных обстоятельств, после которых Элиас и его жена бесследно пропали. Лишь дворецкий продолжает поддерживает в доме порядок, да и то старается отгонять прочь заезжих зевак своими историями о существах из другого мира. Все это рождает еще больше вопросов, ведь если в этой истории завязан оккультизм, то это сможет вывести алхимию на абсолютно новый уровень и заставить мир признать всю власть этой гениальной науки. Поговаривают, что последние недели Эшмол трудился над изучением какого-то таинственного кристалла…
Но вот ворота отворились, и компания людей вошла во двор изысканного особняка. Естественно, они приехали ночью, ведь эта история была неинтересна, происходи она днем. От громких криков проснулся дворецкий. Он заковылял в сторону двери, по пути с кем-то разговаривая. Возможно, конечно, со своей деменцией, но у наших героев этот факт сразу же вызвал подозрение. Ворчливый, глуховатый старик наотрез отказывался пускать незваных гостей в дом. Он не поддавался ни на какие уговоры, пока не услышал упоминание тайного общества. Тогда морщинистое лицо мигом переменилось. Он поведал историю о хозяине и его связях с паранормальным миром. Дворецкий говорил, что Эшмол еще здесь, но это уже совсем не он… А после небольшой проверки на профпригодность обещал вернуться. Однако адепты оказались столь заинтригованы, что не желали ждать более не минуты. Они осмотрели почтовый ящик, а следом быстренько взломали местную систему защиты. Им бы уже в этот момент понять, что оккультизм тут играет прямую роль, и повернуть назад, но нет же. Витраж сияет всеми цветами радуги, дверь скрипит, компания оказалась в парадном зале, украшенном шедеврами живописи и изысканными скульптурами. Но привлекло не богатое убранство, а тусклый свет в дальней комнате. Он отбрасывал тень на стену… И у нее рога! Следом раздался загробный голос. Он грохотал, будто сам особняк решил заговорить со своими гостями. И хоть по телу бежали мурашки, но он не хотел напугать. Напротив, он приветствовал адептов и даже желал их помощи. Так началась их экскурсия… Демонический голос пригласил гостей в библиотеку, где познакомил с собранием редчайших книг. Одна из них привлекла особое внимание, ведь оказалась написана на утраченном языке, знакомом лишь алхимик. Впрочем, интересным оказалось и фамильное древо семьи, утверждающее, что с этим родом уже давно все не так просто. Лишь потом наши герои заметили черепа на полках. Бррр! Шепот, завывание ветра. Духи будто пытаются что-то сказать, но их голоса слишком тихие. Возможно, древний ритуал поможет их услышать получше? “Да не этот! #$%@%!!” – один из адептом пытался остановить происходящее, но уже слишком поздно… Свечи вспыхнули! Демон ступил в наш мир… Его силуэт лишь отдаленно напоминал человеческий, а рогатый череп вместо головы заставил ладошки и штаны намокнуть. Но, к чести, следует сказать, что адепты не отступили. О нет! Они, полные решимости, уже перебирают склянки в рабочем кабинете Эшмола. С их легкой руки артефакты вспыхивают яркими цветами. А это значит, что развязка близка. По крайней мере, наивные ребята так думают. Я же говорил, что они новички? Это легко объясняет их последующие недалекие действия. Но кто бы мог подумать, что все произойдет именно так? Никто! Действия демона абсолютно непредсказуемы. Так или иначе, круг с пентаграммой уже не спасал. Зло буквально обволакивало со всех сторон. Каждое его касание норовило разорвать на части! И в этой тьме забрезжил луч надежды. Вместе с чарующим женским голосом, что внушал спокойствие. Осталось лишь отправиться в самые тайные комнаты, что надежно скрыты от посторонних глаз. Именно в них живет местное добро. Древние символы, травы, клык, сжимаемый в руке. Камин, огонь, алхимические приборы. Неужели добро все-таки победит в финальной битве? Конечно, если они все сделали правильно. А если нет, то придется вызволять подругу из лап тьмы, что готова научить ее летать. Ой-ой! Бам! Бум! Вспышка света! Страшный рык! Агония! Старик дворецкий буквально за руку вытаскивал ребят из центра сражения, держась за голову и повторяя “Что вы наделали… Что вы наделали…”
Я достаточно хорошо описал перформанс в первом абзаце, а потому сейчас придется повторяться. Но я предупредил, а потому теперь имею полное право! Итак. Перед нами проект с эстетической мистической начинкой. Это означает, что он находится в жанре ужастика, но не хоррора. “Как это?” – спросишь меня ты. Я сам еще не знаю, но обязательно сейчас придумаю. Дело в том, что хоррор преследует цель заставить тебя обкататься. Ну или хотя бы описаться… То есть будет изо всех сил скримить, нагнетать, заставлять верить в реальность происходящего всеми способами. Ужастик же большее внимание уделяет общей красоте происходящего, а не конкретной эмоции ужаса. Зачастую произведения в этом жанре относятся к темному фэнтези, когда происходящее вокруг вызывает мурашки и трепет, но не вызывает желания поскорее все это прекратить. Напротив, ты хочешь перелистывать страницы истории, дабы узнать, чем же она закончится. А она мрачная, потусторонняя и легко напугает впечатлительных людей, ведь зачастую конфронтация со злом происходит совершенно не в доброй манере. И будет раз за разом тебя пугать! Но это все-таки сказка. Настолько залипательная, что историю было писать – одно удовольствие. Она наполнена колоритными героями, яркими событиями, техническими эффектами и развивающимся сюжетом. Саму подачу игрового процесса описать весьма непросто, но в одном можно быть уверенным абсолютно точно - подобное можно встретить лишь на проектах в данной локации. Атмосфера здесь мистическая. Ближайшим ее прототипом я бы назвал фильмы Гильермо Дель Торо, которые могут и напугать, но берут тебя за руку и аккуратно доводят до самого конца, поскольку хотят кое-что рассказать. Проект даже можно окрестить мистическим театром, ведь сценок тут немало, и рассчитаны они на созерцание. Хотя и прямой контакт с актером тоже присутствует в полной мере, ведь персонажи интерактивные. Ты попадаешь в богато украшенный особняк, в котором завелась аристократическая потусторонняя сила. Почему аристократическая? А потому что тут все помнят о манерах. Даже для главного злодея они не пустой звук. И пусть он пришел из самой преисподней, но общаться с людьми умеет и ведет себя под стать всем в этом доме. Фэнтезийность здесь повсюду. Она в ярких декорациях, магических загадках, событиях и, конечно, персонажах.
Именно на них хочется остановиться подробнее, поскольку вашему вниманию представляются одни из самых проработанных актерских образов всея квестовой индустрии. Внешний вид тут играет главенствующую роль во впечатлении от герои. И сделан он так, что комар носа не подточит. Я знаю о чем говорю, ведь большинство встреч с местными обитателями происходит при включенном свете. И даже тогда есть на что посмотреть. Например, на фото виден образ главного антагониста. Это черт рогатый! Извините… Демон с рогатым черепом вместо головы. Он выглядит внушительно, но в то же время сказочно/киношно. Никакой крови, обезображенной морды, мерзких запахов и действий. Напротив! С этим героем после игры хочется сфотографироваться на память, ведь где еще можно встретить подобное существо? Правильно. Нигде. Образ подчеркивает и манера поведения персонажа. Он как бы не является абсолютным злом. До поры до времени. Да и даже тогда все равно даст игрокам шанс. Для данного персонажа свойственно развитие и связанные с ним сюжетным повороты. Да и вообще герой на удивление интерактивный. Он способен и вести беседы, и ужасать своими намерениями. В один момент он кажется призраком аристократа, в другой злом из глубин ада. Диалоги получаются активными. Герой ловко отвечает на любые выпады игроков, при этом поддерживая свою личину. И вот мы подходим к сразу 2 фишкам перформанса. Первая – техническое оснащение актерской игры Дело в том, что перед нами единственный в своем роде перформанс, где фразы героя звучат в буквальном смысле громогласно. Голос актера сразу транслируется на динамики в локации, а потому возникает чувство, что с тобой говорит не он, а сам особняк. Очень красиво! Очень эффектно! Другая фишка проекта в его некоей несерьезности. То есть здесь никто не ломает перед тобой драму и кричит, мол события происходят в реальном мире. Герои, например, не против пошутить. Согласитесь довольно неожиданное поведение мистического злодея? Так что он разноплановый, живой и колоритный. Следует отметить, что актер мастерски перевоплощается из одной роли в другую, меняя не только облик, но и полностью характер. Да-да, есть тут и другие персонажи. Например, колоритный дворецкий, который, возможно, запомнится вам даже больше, чем сам демон. Он много болтает, шутит, погружает в игру, да и выглядит чертовски интересно, ведь образ тоже продуман до мелочей, включая лицо. Есть и, так сказать, технические герои, которые проявляют себя исключительно голосом. В общем, история населена персонажами. Кстати, присутствует и физический контакт. Неожиданно? Да! Какой он? Аккуратный, ненавязчивый, призванный скорее создавать атмосферу, нежели являться ее основой. Но вас легко могут схватить и покрутить по воздуху.
Про локацию тоже хочется говорить много, поскольку она тут реально под стать эскейпу. В плане качества и проработки. А проработан абсолютно каждый уголок игровой площади, включая пол, стены и потолок. Все пространство стилизовано под старинный богатый особняк. Здесь много декоративных элементов, подчеркивающих состояние владельцев дома. Светильники, предметы мебели, различные мелкие украшательные элементы делают свое дело. Даже сама текстура стен говорит о том, что мы находимся именно в доме времен конца XIX века или типа того. Мог бы просто сказать “Дорого-богато”, но ради вас расписал подробнее. Локации, соответственно, являются комнатами этого дома. Например, присутствует этакий холл, в котором висят картины, стоят скульптуры драконов. А есть библиотека, где можно обнаружить полки с книгами, черепами и прочей характерной снедью, а также ознакомиться с генеалогическим древом семьи и провести ритуал. Ну и нельзя забыть рабочий алхимический кабинет, где повсюду различные склянки, травы, артефакты, кристаллы, ящички и много чего еще. Также есть локация улицы, ведь в дом вы попадает не сразу. Особое внимание тут привлекает оформление фасад и внушительных размеров витраж. Ну и присутствует еще ряд помещений, описать которые будет уже совсем непросто, поскольку они подчеркивают мистичность перформанса. Одна темная, мрачная, подходит для вызова Сатаны. Другая посвящена жизни хозяйки особняка. И так далее. Если вкратце, то, придя сюда, вы проведете немалую часть времени, просто разглядывая стильные интерьеры. Загадки – одна из сильнейших сторон проекта. Абсолютно все они технические и связаны с механизмами. Нет, ты не понял. С механизмами уровня качественного эскейпа, которые умеют удивлять. Например, тем, что некоторые управляются голосом. А остальные просто красиво себя ведут, реагируя на действия игроков. Уровень не сложный, но в данной атмосфере и нелегкий, ведь здесь надо не просто решить что-то, а сначала понять, как оно вообще работает. В общем, репу будете чесать точно! Но есть и мини игры, которые надо просто победить. Список действий обширен, и по большей части они магические. Тут ты проводишь целый ряд ритуалов, все вокруг светится, демоны призываются, защита взламывается. Не хочется конкретно спойлерить, но из истории вы уже, возможно, что-то поняли. Просто отмечу, что техническое оснащение на высочайшем уровне, и есть элементы, которые удивят даже матерых квестоманом. А еще фишка со скрипом во время открытия дверей не только помогает лучшему восприятию решения загадки, но и создает атмосферу.
Вот такой вот “Эскейп с элементами перформанса”, как скажет кто-то. Но я оспорю и скажу, что это полноценный перформанс, но совсем на иной волне, чем мы привыкли видеть. А потому и воспринимается он иначе. Как нечто невиданное. От того и хочется придумать для него другое название жанра. Потому что тут сильны все стороны. Локация вызывает желание ее разглядывать, загадки технически, эффектные и просто красивые. Сюжет необычен, атмосфера под стать хорошей темной сказке, актерского присутствия со всем из этого вытекающим тоже в достатке. Да и сами герои надолго оседают в памяти. Это вам не очередная мистическая девочка в ночнушке или демон в капюшоне. Тут постарались, тут образы как в театре или кино. Посему посоветовать хочется всем. Матерые квестоманы увидят для себя много, включая саму концепцию происходящего. Новички отлично смогут познакомиться с жанром, без вреда для своих штанов и самооценки. Взрослые вкусят сюжет, но и дети порадуются яркости событий. Особое впечатление проект произведет, конечно, на любителей страшных сказок. Это прям для вас! Здесь ожило все то, что вы в это понятие вкладываете. Вроде страшно, а вроде красиво. Вроде серьезно, а вроде мультяшно. Вроде зло, а такое милое. Посему и послевкусие остается крайне приятное. Не такое, что желаешь отдышаться. А такое, будто только что попал в волшебное приключение, со злом столкнулся, победил всех, и на душе так тепло-тепло, ведь происходило все в крайне комфортно ключе. Но это совсем не значит, что тут не страшно! Полно резких моментов, вспышек света, громких звуков и всего, от чего впечатлительный игрок может вскрикнуть или даже попытаться покинуть локацию. Вот так!